«Велогород» прокатил петербуржцев
В Петербурге проваливается третья в этом сезоне попытка запустить сеть велопроката. Бюджет города оплатит желание компании «Велогород» сэкономить на программном обеспечении системы, но работать лучше в ближайшее время она вряд ли станет
В Петербурге проваливается третья в этом сезоне попытка запустить сеть велопроката. Бюджет города оплатит желание компании «Велогород» сэкономить на программном обеспечении системы, но работать лучше в ближайшее время она вряд ли станет
За неделю до объявленной даты старта городского велопроката, 30 апреля, компания «Велогород» и Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга начали расхваливать отечественную сборку новых велосипедов. И приложение улучшили, и от воров обезопасили, и антивандальную сигнализацию установили… Ожидание велолюбителей подогревали фотографии усовершенствованных моделей в соцсетях, которые публиковали авторы проекта. Впрочем, ожидания оказались несколько завышенными.
С самого утра 30 апреля телефон организаторов обрывали несостоявшиеся велосипедисты. Большая часть станций в этот день не работала, а кому-то приложение крутило денежный счетчик, несмотря на завершение поездки. К счастью, стоимость программа списывает не сразу, поэтому в ручном режиме пользователям поездки закрывают. Без проблем добраться от одной базы к другой в этот день не удалось почти никому, а многие и вовсе не смогли воспользоваться сервисом: «Решили от Мариинского театра доехать до Горьковской, – жалуется в соцсети петербурженка Анна Яковлева. – На станции № 24 – на площади Труда – как раз показывало два велосипеда, по факту было три, но у одного были спущены колеса».
«Должны вам сообщить, что программное обеспечение дало существенный сбой и взять велосипед в прокат на ближайшей неделе у вас, вероятнее всего, не получится», – отвечали велобайкерам.
Восторг быстро угас и при виде железных коней. Обещанные новые велосипеды пока отсутствуют, а старые, с прошедшего сезона, похоже, не удосужились привести в порядок: колеса едва надуты, седла не регулируются, тормоза не работают…
«Первые новые станции с новыми велосипедами будут в конце мая – начале июня в Петергофе, – рассказали «Новой» в «Велогороде». – В Петербурге они появятся по мере производства». Тем временем прокатные тарифы в этом году хоть и подскочили, но не сильно: месяц обойдется в 600 рублей (против 545 рублей в 2015-м), а сезон – в 1250 рублей (против 1,1 тысячи).
Чешка гадит?
В прошлом году компания «Байкинг Солюшнс» (прежнее название «Велогорода») для обслуживания системы проката использовала оборудование и программное обеспечение чешского производства. В 2016-м в торжественной обстановке в Центре импортозамещения и локализации «Велогород» и представители Комитета по транспорту объявили, что отныне будет использоваться только отечественный софт и отечественные же велосипеды. «При постоянном росте курса валют в 2015 году и отсутствии спонсорской поддержки закупка иностранного оборудования могла стать существенной и непрогнозируемой нагрузкой на городской бюджет», – пояснила «Новой» пресс-секретарь компании Ольга Бударина. Кроме того, там пожаловались на быстрый износ чешского оборудования якобы из-за специфики местного климата.
Система, разработанная «Велогородом», дала трещину уже в день старта. В компании, впрочем, не связывают сбои с тем, что теперь софт российский, а ссылаются на изношенность техники. 30 апреля компания в спешке приступила к дополнительным работам и перепрограммированию системы, пообещав 9 мая запуститься в тестовом режиме, а с 14-го заработать в штатном.
Так или иначе, ни в один из этих дней штатный режим не настроился. До 14 мая некоторым пользователям счетчик приложения накручивал рубли за «незакрытую» поездку. «Снова «Велогород», который в этот раз-то нас и подвел, – пишет пользователь InstagramЕвгений Белянов. – Из-за поломанной станции мы конкретно попали на деньги за аренду велосипедов, списывать еще будут до завтрашнего дня».
После 14 мая остались проблемы другого характера: велосипеды есть, но взять их напрокат невозможно, система не отвечает. «Решением этого может стать только полная замена замков станций и креплений на велосипедах, которая слишком затратна и нецелесообразна в текущей ситуации», – заявили в компании.
Почему ничего не работает?
Говоря о чрезмерной «затратности» ремонта, организаторы скорее всего боятся не уложиться в конкретную сумму: 81,37 миллиона рублей субсидий, которые намерен выделить Смольный в этом году на развитие общественного велопроката. Конструктивной реакции на постоянные сбои из администрации пока не последовало. Вице-губернатор Игорь Албин дал поручение Комитету по транспорту устранить сбои и заметил, что горожане не должны платить за неоказанную услугу.
Следуя устному приказу Албина, в качестве компенсации организаторы решили вернуть 25% стоимости абонемента тем, кто оплатил его до 14 мая. Вместе с разработкой новой системы и незапланированными ремонтными работами стоимость проекта явно обойдется бюджету дороже, чем в прошлом году. Тогда субсидия, которая рассчитывалась как разница между доходами и расходами, составила 24,043 млн вместо запланированных 81,3 млн рублей.
О том, что городской велопрокат нерентабелен, заявлял еще в прошлом году Комитет по транспорту, когда писал заявку на выделение субсидий на него как социально значимый проект. При этом за самостоятельную разработку софта КРТИ будет расплачиваться с «Велогородом» в течение трех лет, о чем «Деловому Петербургу» рассказал гендиректор фирмы Виталий Блаженов.
Субсидии города не предусматривают получения компанией суммы выше подтвержденных расходов, что, конечно, мало стимулирует бизнесменов работать в полную силу. «Велогород» заинтересован в поиске стратегического социально ответственного партнера среди крупных коммерческих организаций, готового вложить средства в развитие велопроката на условиях спонсорского участия», – поведали «Новой» в компании.
В настоящее же время единственным партнером «Велогорода» остается Смольный. Если компании так и не удастся привлечь спонсора и дополнительные деньги, беззаботно покататься с ветерком на двух колесах петербуржцам в этом сезоне не судьба.