Астрономы в пылу баталий
В обсерватории выбрали нового директора
Последние недели Пулковскую обсерваторию лихорадило: в преддверии выборов директора всплыл проект застройки ее территории, нарушающий сразу три охранные зоны.
По правилам обсерватории директора не назначают сверху – астрономы его выбирают сами. Участвовать в голосовании могут все сотрудники обсерватории (ГАО), кроме совместителей.
В первом туре 11 мая в лидеры вышли нынешний и. о. директора Юрий Наговицын и заведующий сектором эволюции звезд обсерватории, потомственный пулковский астроном Назар Ихсанов. Он набрал немного больше голосов, чем Наговицын. Во втором туре, 17 мая, с небольшим отрывом победил Ихсанов. Теперь по обсерватории ходят слухи, что Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) результаты может отменить: там есть мнение, что выборы в два тура противоречат законодательству.
Ни в какие ворота
Незадолго до выборов была обнародована концепция «Национального научно-образовательного музейно-просветительского комплекса-парка «Пулковская обсерватория ГАО», разработанная архитектурной мастерской Гаврилова. Она вызвала серьезные нарекания, так как даже на предварительном этапе видно, что предполагается ряд новых капитальных строений на территории обсерватории: планетарий, спортивно-оздоровительный центр, гостинично-ресторанный комплекс, научно-познавательный центр. Но капитальное строительство на территории обсерватории нарушает три разных охранных обязательства. Во-первых, это объект под охраной ЮНЕСКО, во-вторых, это зона действия радаров аэропорта с разрешенной высотой строительства 0 метров, в-третьих, строительство рядом с телескопами ухудшит астроклимат и условия наблюдения за звездами.
Астрономы, в том числе Назар Ихсанов и рабочая группа по астроклимату, категорически данную концепцию не приемлют.
Когда все вроде бы против
Как сообщили в мастерской Гаврилова сотрудникам ГАО, концепция создана без заказа и оплаты с чьей-либо стороны. Но корреспонденту «Фонтанки.ру» «не под запись» сотрудники признались, что инициатива принадлежит руководству обсерватории.
«Новая» направила запрос врио директора ГАО Юрию Наговицыну. Тот пояснил, что концепция по целому ряду параметров противоречит как законодательству, так и высотным ограничениям аэропорта. При этом Наговицын отметил, что инвестиционный проект в ГАО все-таки возможен: «Но в нем под новое использование должны приспосабливаться уже имеющиеся здания и сооружения […], а не строиться новодел». Действительно, ФАНО настаивает на том, чтобы обсерватория самостоятельно зарабатывала деньги, и постоянно требует какого-либо инвестиционного проекта. Переоборудование заброшенных зданий могло бы улучшить финансовое положение ГАО и при отсутствии нового строительства пройти необходимые согласования.
Наговицын не исключил, что появление концепции накануне выборов может являться частью недобросовестной предвыборной борьбы.
Ряд сотрудников обсерватории связывает появление концепции, от которой все отрекаются, с именем прежнего директора ГАО Александра Степанова, который сейчас является ее научным руководителем. Сам Степанов говорит, что в разработке концепции не участвовал.
Юрий Наговицын в ответе «Новой» пишет: «По словам А. В. Степанова, концепцию заказало отделение кафедры ЮНЕСКО – общественная организация, образованная при ГАО РАН по следам 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году во время выездного заседания в Пулковской обсерватории. Гаврилов В. А. – член этого отделения кафедры».
Но почему разработкой концепции мастерская Гаврилова занялась именно сейчас, спустя четыре года? Кто ее поддерживает? Наконец, неужели сторонники концепции действительно надеялись ее реализовать, несмотря на противоречие режимам трем разных охранных зон?
Будем надеяться, что новый директор поставит точку на планах нового строительства в обсерватории.