Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

От флагштока до зоопарка

26 мая 2016 18:17 / Общество / Теги: законопроект, законотворчество, закс

Упрощенное размещение урн, туалетов и зоопарков может превратиться в очередную кормушку для чиновников

26 мая комиссия по городскому хозяйству питерского Заксобрания рекомендовала принять в первом чтении законопроект «О размещении объектов без предоставления земельных участков». С одной стороны, этот закон должен упростить жизнь бизнесу, с другой – чиновникам предоставляется простор для коррупционных решений.

Изначально закон разумный. Год назад вступили в силу изменения в Земельный кодекс, которые упростили размещение небольших сооружений: от флагштоков, фонарей и лодочных станций до передвижных цирков, голубятен и нестационарных туалетов. Сюда же попали и некрупные линейные объекты: тонкая канализация, тонкий газопровод и линии электропередачи до 35 кВ.

Раньше в таких случаях надо было формировать временный земельный участок, в случае строительства объектов – получать разрешение на строительство. Теперь должно быть проще: подал заявление, его проверили на законность – и вперед!

Кто решает, что чему противоречит?

Процедуру того, как именно размещать эти объекты, каждый регион решает самостоятельно. Комитет имущественных отношений СПб подготовил законопроект, который позволяет получить разрешение за 30 дней. Однако у экспертов ЗакСа и депутатов проект вызвал резкое отторжение по ряду моментов.

Например, он не требует никакого обоснования для размещения объекта. То есть его может вообще не быть! Заявитель не обязан объяснять, насколько разумно разместить в таком-то месте урну или луна-парк: законопроект не делает различий между флагштоком и гигантскими объектами вроде передвижного цирка. По идее, если нет формальных оснований для отказа (например, испрашиваемая территория может быть занята другим объектом) – чиновник обязан согласиться.

Единственная защита от произвола описана расплывчато: отказать в размещении объекта можно, если это «противоречит действующему законодательству». Будет ли противоречить законодательству, скажем, пункт проката велосипедов, частично перекрывающий тротуар и затрудняющий движение?

Как дали, так и заберем

Непонятен и срок действия разрешений. Устанавливается он исходя из того, сколько попросит заявитель, вплоть до 49 лет! При этом в КИО предполагают, что «заявитель будет указывать срок в зависимости от вида объекта. Например, линейные сооружения размещаются обычно на длительный срок, а сезонные аттракционы, передвижные цирки – на небольшой срок». Однако с чего чиновники взяли, что заявитель будет это делать? Он может испросить место под якобы передвижной зоопарк на 49 лет – это его право!

На практике определение сроков действия разрешения выльется в торг между заявителем и чиновником, каждый раз срок будет устанавливаться в ручном режиме – что, понятным образом, открывает колоссальные возможности для коррупции.

То же самое касается и площади испрашиваемой территории: вот попросит человек 100 кв. м под голубятню – вроде многовато? Но и отказать не из-за чего. Хотя если очень захотеть, всегда можно отказать, и заявитель сам это понимает. Значит, опять полулегальный торг с чиновниками, опять «ручной режим».

Совсем никак не отражена в законопроекте возможность конфликта интересов. Если на какую-то площадку претендуют два заявителя, побеждает тот, кто обратился первым. Но при этом никто не обязывает его пользоваться истребованным участком! То есть заявитель может забить самые козырные места и потом торговаться с теми, кто действительно хочет что-то на них разместить. Или предоставлять свои разрешения в «субаренду» – пусть не совсем законно, зато за вполне реальные деньги.

Не предусмотрен и механизм отзыва разрешения. Если заявитель нужную бумажку получил, но делает совсем не то, что собирался (вместо флагштока баню построил), или при использовании территории нарушает закон (например, сливает из своего нестационарного туалета воду в ручей) – законных оснований отнимать у него разрешение не будет! Выгнать его с территории можно, только если земля зачем-то понадобится городу – например, для капитального строительства.

На комиссии по городскому хозяйству представитель КИО успокаивал депутатов, что чиновники смогут забрать разрешение по своему усмотрению так же легко, как его дали.

«Если чиновники могут что-то делать исключительно по своему усмотрению, возникает много соблазнов, и мы знаем, как решаются такие вопросы», – поясняет Борис Вишневский, глава рабочей группы, которая займется поправками к законопроекту, проясняющими моменты и со сроками, и с площадью, и с возможностью торговать разрешениями по принципу «субаренды».

По словам депутата, в следующую среду законопроект будет рассматриваться в первом чтении и, видимо, будет принят. А уже в следующий четверг на комиссии по городскому хозяйству будут разбирать поправки, которые к тому моменту должна подготовить рабочая группа. Таким образом, предполагается, что во всех трех чтениях новый закон будет принят до наступления депутатских каникул и в более приличном виде, чем есть сейчас.