Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Последний дорежимный человек

14 июня 2016 11:16 / Культура / Теги: память

Осознание, что его нет, придет не сразу. А может быть, и вообще не придет. Был – про Олега Каравайчука сказать невозможно. Он показал нам, что время может быть абсолютно прозрачным.

Звонок.

«Танечка, это композитор Каравайчук, нам надо с вами встретиться».

Шок – откуда меня знает сам Каравайчук? Так я познакомилась с гением. Это было около десяти лет назад. И только недавно я спросила: «Почему вы решили позвонить именно мне?» На что Маэстро ответил: «Я слышал, как вы анонсировали по радио мое выступление и сказали, что это будет не просто концерт, это будет «событие». Меня потрясло, и я попросил у Андрея Могучего номер вашего телефона».

Так началось наше общение, Олег Николаевич звонил и приезжал к нам в редакцию «Эха Москвы в Петербурге» – делал это спонтанно, без звонка, но всегда заставал меня в редакции. Его интуиция помогла мне поверить в чудо. Он удивительно чувствовал людей.

Осознание, что его нет, придет не сразу. А может быть, и вообще не придет. Был – про Олега Каравайчука сказать невозможно. Он показал нам, что время может быть абсолютно прозрачным. Он был гением музыки, он был гением слова.

У нас остались его музыка, его рукописи, которые, возможно, многих удивят. В прошлом году мы создали фонд Каравайчука, где Олег Николаевич сам стал учредителем. Он работал над серией пластинок, вместе со звукорежиссером Маэстро разбирал записи прежних лет. Мы думали об антологии его произведений, и мы обязательно ее создадим.

Татьяна Троянская, арт-директор фонда Олега Каравайчука, журналист «Эха Петербурга»

 

Думаю об Олеге Каравайчуке, слушаю целый день. С наволочкой на голове, без отвлекающего видеоряда, наконец целиком – «Сонм белых княжон». На рояле, принадлежавшем Николаю II (понятно стало, почему в Музее-квартире Исаака Бродского он легче всего соглашался играть). Читаю умных интервьюеров, что фиксировали, не стараясь пригладить.

«Вальс» на редких своих концертах уже не играл. Ставил древний двухкассетник на крышку рояля и раздраженно отворачивался, а дальше колдовал, строго-настрого запрещая записывать импровизации.

…Мы познакомились с ним на углу Среднего и 9-й линии, в булочной, где гладили и регулярно кормили одну кошку. И рекомендации этой общей знакомой («Мы с вами где-то встречались?») оказались самыми надежными, когда понадобилось уговорить его на выступление. Горе.

А вот есть где-то, кроме Питера, слово – дорежимный? В том значении, в каком оно, с такой положительной модальностью, употреблялось?

Отлетел последний дорежимный человек в городе.

Тапер Господа Бога.

Ольга Кушлина, литератор


 

Олег Каравайчук родился 28 декабря 1927 года в Киеве, в семье скрипача. С раннего детства писал музыку. В 7 лет однажды сыграл в присутствии Иосифа Сталина.

Окончил музыкальное училище по классу фортепиано при Ленинградской консерватории в 1945 году. В марте 1943 г. принял участие в концерте юных музыкантов в рамках празднования 80-летия консерватории в Ташкенте. В 1945–1951 годах учился в Ленинградской государственной консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова) по классу фортепиано (педагог Самарий Савшинский).

С 1953 г. работал в кино. До 1990 г. Каравайчук был известен только как композитор для кино и театра.

Многие произведения Каравайчука неизвестны в России, однако котируются за ее пределами: в частности, он создал музыку для нескольких балетов. Сотрудничал с Сергеем Параджановым, Василием Шукшиным, Ильей Авербахом, Сергеем Бондарчуком, Кирой Муратовой («Короткие встречи», «Долгие проводы») и др. Дружил с Галиной Улановой и Владимиром Высоцким. Каравайчук также сотрудничал с авангардистами, в частности с Сергеем Курёхиным.

Каравайчук иногда выступал в Петербурге, при этом, несмотря на финансовые трудности, всегда отказывался от коммерческих проектов, работая только в тех, которые его интересовали творчески. Участвовал в перформансах, синтезирующих его музыку, классический и современный балет, поэзию и видео. Его основным направлением работы было импровизационное сочинение: в присутствии зрителей он садился за рояль, сочиняя произведение по ходу самой игры.

Два крупнейших театра Петербурга: Александринский и МДТ – Театр Европы используют специально написанную музыку композитора к спектаклям «Изотов» и «Бесы».

Прощание с композитором Олегом Каравайчуком пройдет 18 июня 2016 года, в субботу, на Второй сцене БДТ им. Г. А. Товстоногова (Каменноостровский театр). Гражданская панихида начнется в 11:00.