Администрация-рейдер
Чиновники распродали общественный берег в устье Невы под коттеджную застройку бывшим и действующим чиновникам и депутатам Морозовского сельского поселения.
Под топор назначена не только поселковая зона лесопарков и пляжей, но и участок лесного фонда, которым муниципалы вообще не имеют права распоряжаться. В настоящий момент рубка и земляные работы охватили около километра водоохраной зоны и береговой полосы. И это несмотря на то, что вышестоящие власти уже высказались о незаконности стройки.
Лесополоса шириной 200–250 м вдоль устья Невы с красивыми песчаными пляжами всегда была частью открыточного вида на крепость Орешек и Ладожское озеро. От застройки ее защищал, помимо принадлежности к водоохранной зоне главной городской реки, статус территории «общественных набережных и пляжей» в генплане Морозовского сельского поселения и зоны Р-1 (лесов и лесопарков) в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ). Но тройная защита не спасла от произвола властей, для которых любой свободный берег в инвестиционно привлекательном месте – бельмо на глазу.
Подменили карту
Тройную защиту чиновники обошли просто: они поменяли картинку в ПЗЗ. Если в газете «Ладожские вести» от 16 июня 2015 года при публикации последней редакции ПЗЗ лес на берегу обозначен как надо – Р-1, то на сайте администрации помещен явно исправленный вариант схемы – берег перекрашен в «застроечную» зону.
Никаких общественных слушаний и вообще ничего, относящегося к процедуре изменения ПЗЗ, этому событию не предшествовало. Да и в районной администрации, выходит, ничего об этом не знали: согласно письму замглавы администрации Всеволожского района Е. В. Иглакова от 14 июня сего года, берег на генплане по-прежнему относится к «общественным набережным и пляжам», что не допускает частной застройки. Подлог обнаружил лидер общественной организации «Поселок Морозова» Роман Делиев. И почти одновременно с заменой картинки жители узнали, что их лесопарк уже поставлен на кадастровый учет и поделен на участки. А дальше не заставили себя ждать и лесорубы с бульдозерами, прокладывающими в будущем «садоводстве» дороги.
Гешефт удивляет одновременно наглостью и наивностью. Чтобы придать земельному распилу благообразный вид, Морозовская администрация представила его в виде расширения близлежащего садоводства.
Старое садоводство называется «Орешек-1»: новое решили назвать просто «Орешек». Видимо, для того, чтобы со стороны воспринималось как его продолжение. Постановлением администрации МО «Морозовское сельское поселение» № 260 от 29.06.2015 утверждена «схема расположения земельного участка для ведения садоводства» общей площадью более 15 га. На Публичной кадастровой карте Росреестра услужливо появился земельный участок с номером 47:07:1707001:37, а в ЕГРП – данные о садоводах, которым участки раздавались в безвозмездную краткосрочную аренду. А следом в руки жителей попали Согласование № 86 от 6 июня 2016 г., в котором глава администрации Е. А. Соловьева разрешает СНТ «Орешек» построить «дорогу общего пользования», и Распоряжение № 89 от того же числа, где та же Соловьева назначает СНТ «Орешек» смехотворную компенсационную выплату за срубленные деревья – всего 1790 рублей. Копии обоих документов имеются в редакции.
Но подлинный фурор произвел список будущих садоводов «Орешка». Во-первых, некоторые фамилии встречаются по пять-шесть раз. Особо ретивые любители грядок получали по несколько участков на себя одного. Так, некто Алексей Иосифович Ухов, согласно выписке из ЕГРП, оформил на себя шесть участков. Сергей Александрович Пирютков оформил на себя пять участков, плюс один – на свою мать, Наталью Анатольевну Пирюткову.
Продали сами себе
Но самое интересное, что ФИО садоводов подозрительно совпадали с именами бывших и действующих сотрудников администрации и ее подведомственной структуры, муниципального казенного учреждения «Ресурс», а также членов их семей. Так, вышеупомянутый Сергей Пирютков, разжившийся шестью наделами, является бывшим главой администрации и ныне действующим депутатом МО «Морозовское сельское поселение» третьего созыва. Другому действующему депутату МО Звонареву Алексею Владимировичу также достался в садоводстве участок – правда, только один. Обладатель шести участков Алексей Ухов – тоже экс-депутат.
Получили участки и бывшие сотрудники администрации Анастасия Владимировна Дудырева, Анастасия Викторовна Мохнаткина и Денис Ильич Суворов. Садоводы Ирина Александровна Вихарева, Светлана Викторовна Варешина, Юлия Викторовна Усачева, Наталья Александровна Баранова, Татьяна Михайловна Капленкова, Юлия Сергеевна Тарасова и Александр Михайлович Мельников являются бывшими и действующими сотрудниками МКУ «Ресурс». Садовод Галина Ивановна Комарова, по информации жителей, близкий родственник бывшего главы МО Юрия Комарова, а Наталья Николаевна Гладкова – родственница действующего депутата.
Председателем «начальственного» садоводства, согласно протоколу учредительного собрания № 1 от 29.05.2015, была «избрана» личный секретарь главы администрации Юлия Сергеевна Харькова (в протоколе указана фамилия до регистрации брака – Трофимова). Членами правления стали нынешние и бывшие сотрудники администрации Ирина Вазыховна Большакова, Михаил Александрович Антонов, Наталья Александровна Баранова и Марина Александровна Сорокина. В итоге более 60% членов зарегистрированного в июне прошлого года СНТ «Орешек» дают повод заподозрить в действиях администрации коррупционную составляющую.
Я не рейдер, я только учусь
Мы сталкивались с разными случаями земельного рейдерства, и смеем утверждать: столь топорные методы работы попадаются редко. Начальство элитного клуба, куда входят лица, близкие к управлению Морозовским поселением, решило сделать своим членам роскошный подарок – участки на берегу Невы с видом на крепость «Орешек». Им даже не понадобилось проходить процедуру торгов. Создание садоводства – самый легкий и дешевый способ получения земли в частную собственность в нашей стране (не считая пресловутых дальневосточных гектаров). Оно регулируется федеральным законом № 66 от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Согласно ему, местные жители, «имеющие потребность в предоставлении садовых участков», могут подать соответствующие заявления в орган местного самоуправления, получить участки сначала в безвозмездное срочное пользование, а затем и приватизировать по льготной цене.
Как видно, возможности для злоупотреблений открываются колоссальные. Однако и этого администрации показалось мало: они ухитрились нарушить букву даже столь лояльного к ней закона. Согласно ст. 13 ФЗ-66, администрация должна была собрать и зарегистрировать заявления «нуждающихся» в участках граждан, составить их список, а параллельно – список граждан, имеющих преимущественное право на предоставление участков. Сомнительно, чтобы преимущественное право было именно у сотрудников администрации и их родственников, причем такое, чтобы давать им по шесть наделов на руки. Никаких списков, никакого учета заявлений (элементарные в общем-то процедуры, доступные любому начинающему рейдеру) сделано не было.
Похоже, в администрации были искренне уверены, что их никто не будет проверять.
А помимо лени, проявили еще и излишнюю жадность. В ст. 14 ФЗ-66 определены предельные параметры земельного участка «льготного» садоводства: это произведение числа членов СНТ на цифру максимального размера надела. Короче, количество членов должно быть равно количеству наделов. Но Ухов захотел шесть, Пирютков – шесть, Оксана Терехова – два. Как можно было отказать хорошим людям? Помимо этого, больше половины участков остались свободными, и председатель СНТ (секретарь главы администрации) может распоряжаться ими по своему усмотрению. И прибыль ожидается немалая: на плане СНТ «Орешек» представлено 110 участков, тогда как распределено, по нашим сведениям, пока лишь 60. Такого обращения со льготными наделами закон «О садоводствах» никак не допускает.
Добавим, что, помимо «Орешка», Е. А. Соловьева приняла решение вывести из государственной собственности еще один земельный участок площадью около 20 га, для чего было зарегистрировано еще одно садоводство – СНТ «Нева», председателем которого (согласно сведениям ЕГРЮЛ) стала уже упомянутая Анастасия Дудырева. Она возглавляет МКУ «Ресурс». В отношении данного участка администрацией также был заключен договор о проведении межевых и кадастровых работ.
Так как муниципальной земли для такого размаха не хватило, чиновники-рейдеры прихватили еще и прилегающий лесной фонд. Как сообщил «Новой» выезжавший на место рубок лесничий Морозовского участка Всеволожского лесничества, план застройки захватывает 2,5 га государственного леса. Акт о лесонарушении, правда, он еще не составил, так как по факту порубщики еще не залезли на земли лесничества.
Это не мы, это все они!
Чего точно не ожидала морозовская администрация, так это масштаба общественного сопротивления. Когда в конце мая 2016 года началась рубка просеки под «строительство дороги общего пользования», в лес сбежалась половина населения старого садоводства «Орешек-1». Полетели письма в прокуратуру, депутатам, в администрацию Всеволожского района. Поддержал жителей депутат Госдумы Николай Кузьмин, отправив дополнительный запрос от себя.
Возможно, начальство рассудило, что подобный резонанс в предвыборный период – не есть хорошо, и решило частично отыграть назад. Земляные работы приостановились примерно на месяц. А затем морозовский экоактив стал свидетелем поистине фантастических явлений природы. Во-первых, с Публичной кадастровой карты Росреестра вдруг исчез земельный участок СНТ 47:07:1707001:37, который там ранее красовался. Притом что новоиспеченные садоводы уже начали его делить и ставить на кадастровый учет свои частные наделы. А следом пришел ответ от замглавы администрации Всеволожского района, который гласил, что никаких СНТ, никаких участков и кадастровых номеров в этом месте никогда и не было, и активистам просто показалось.
«Муниципальных актов о распоряжении земельным участком, расположенным вдоль Невы и граничащим с СНТ «Орешек-1», издано не было, – сообщает замглавы администрации Е. В. Иглаков. – Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости, указанный земельный участок не сформирован (…). Информация о наличии зарегистрированных прав собственности либо аренды в отношении данного земельного участка в ЕГРП отсутствует». Так выходит, что и информация в ЕГРП тоже была фантомом? Но тяжелая техника, которая по-прежнему утюжит лес (после перерыва в конце июня работы опять возобновились), это явно не фантом. Да и Согласование № 86, где фигурирует тот самый кадастровый номер, которого «не существует» по версии района, – тоже суровая реальность. Значит, районная администрация не в курсе земельных махинаций, которые творит администрация поселения? И у них обеих имеются две разные версии Государственного кадастра недвижимости и ЕГРП?
Конечно же нет. Без участия районной администрации осуществить такое вряд ли возможно. Тем более что районные всеволожские чиновники – далеко не ангелы в земельных делах. Что касается районных управлений Росреестра, то они нередко демонстрируют себя «карманными организациями» администраций, которые помогают оформлять их земельные нарушения. В частности, «Новая» уже сообщала об участии в земельном рейдерстве непосредственно Управления Росреестра по Всеволожскому району.
Очевидно, что до определенного момента власти района и поселения действовали сообща. Однако после того, как махинация вызвала нежелательный резонанс и надзирающим инстанциям стало неудобно его не замечать (недавно Природоохранная прокуратура вынесла морозовской администрации «предостережение о недопущении нарушения закона»), район открестился от своего младшего партнера. И быстро дал команду карманному Росреестру затереть следы.
Но самое фантастичное происходит именно сейчас. В эти минуты, когда все согласования морозовской администрации оказались де-юре ничтожными, СНТ «Орешек» по-прежнему продолжает работы. Как сообщила нам местный житель и правозащитник Юлия Любимова, сейчас на берегу работает тяжелая техника, уже поставлены бытовки для рабочих. На попытки диалога с жителями рабочие не идут.
Сейчас жители готовят массовый митинг. Так они надеются достучаться до губернатора и областной прокуратуры.