Удельный парк снова под угрозой
Противоречат ли друг другу заявление Игоря Албина и ответ Георгия Полтавченко?
В прошедшую субботу защитники Удельного парка вышли на митинг, в котором приняли участие до пятисот человек. Причина все та же – угроза строительства трассы М7, которой парк может быть рассечен на две части, в результате чего, как утверждают некоторые эксперты, оба отломка захиреют. Так откуда взялась новая угроза, если ранее власти утверждали, что М7 или вообще не будет, или откладывается на очень долгий срок?
В феврале 2015 года вице-губернатор Марат Оганесян пообещал, что вопрос о строительстве трассы через Удельный парк не будет подниматься как минимум до 2020 года. И если вообще возникнет, то будет конструктивно обсуждаться с жителями.
Через пару месяцев после этого Оганесяна сменил новый вице-губернатор, курирующий строительство, Игорь Албин. Долгое время об М7 никто не вспоминал…
Никогда ничего – и вот опять!
Гром грянул 20 июля 2016 г., когда Игорь Албин упомянул злополучную трассу во время видеоконференции с полномочным представителем президента РФ в СЗФО Владимиром Булавиным.
«Сегодня плохое состояние части дорог, особенно региональных и муниципальных, уличной сети населенных пунктов, входит в первую пятерку проблем, беспокоящих наших граждан», – сказал Булавин, открывая совещание. Очевидно, что в предвыборный период нужно было что-то пообещать стоящему за спиной Булавина президенту, показать какие-то светлые перспективы.
Игорь Албин начал за здравие: сообщил, что важным направлением в работе правительства города является «отвод транзитного и грузового транспорта от зоны исторического центра города за счет формирования системы дуговых магистралей». И даже рассказал о планах строительства еще одной такой магистрали в южной части города за 150 миллиардов рублей.
Надо сказать, что идея это безусловно здравая, однако активным горожанам необходимо будет убедиться, что трассировка новой дороги пройдет по подходящим для этого территориям.
Но одна магистраль на целый Петербург маловато, надо еще что-то предъявить полномочному представителю. Вот на поверхность и всплыла трасса М7, которая должна пересечь весь север Петербурга от Арсенальной улицы до развязки КАД с пр. Энгельса, пройдя при этом и через Удельный парк.
«Магистраль № 7 даст выход на Приозерское шоссе, ее ориентировочная стоимость составит 120 млрд руб. Мы предполагаем в конце сентября завершить формирование трассировки и подготовить финансовую модель для предложения инвесторам», – отрапортовал Булавину Албин.
Почему оно не надо
Когда новость о том, что трассировка М7 должна быть уже завершена к концу сентября, облетела городские СМИ, защитники Удельного парка возмутились.
Быстро организовали митинг. На котором, кстати, дали выступить одному из сторонников М7 – Алексею Ефремову, участвовавшему в ее проектировке. Его аргументы защитники парка слышали не раз: магистраль непрерывного движения разгрузит имеющиеся дороги регулируемого движения, и вообще город должен развиваться. Выступление встретили криками «Позор!».
Дмитрий Смирнов из движения «ПеТраГрад» суммировал контраргументы, не раз высказанные противниками М7. Во-первых, современные тенденции городского планирования требуют сначала по максимуму использовать имеющиеся транспортные артерии, прежде чем строить новые. А работы здесь еще достаточно: узкие места на дорогах не расшиты, железная дорога используется далеко не в полную силу. Именно сюда в первую очередь надо вкладывать те миллиарды, которые потребовались бы на строительство новой магистрали.
Во-вторых, магистраль М7 ведет на Арсенальную набережную, которая и так порядком забита – а значит, никакого решения транспортной проблемы не будет, а будет лишь дорогостоящее перераспределение пробок. Еще один важный аргумент высказал яблочник Михаил Амосов: когда в конце 60-х советские проектировщики придумали М7, окружающие территории еще не были застроены, не существовало КАД и ЗСД. Теперь транспортная ситуация изменилась – о чем неоднократно говорили независимые эксперты.
Борис Вишневский обнародовал на митинге ответ губернатора Полтавченко на запрос, который депутат послал сразу после заявления Албина. Губернатор пояснил, что за счет города разрабатывать проектную документацию по М7 все еще не планируется как минимум до 2020 года.
Между тем в генплан, который будет приниматься в 2018 году, планируется ввести сведения о том, где должна пройти эта магистраль. При этом Полтавченко отметил, что Комитет по градостроительству и архитектуре предлагает провести ее в туннеле вдоль границы Удельного парка.
Концы с концами не сходятся
Из всей этой информации можно извлечь несколько выводов разной степени неутешительности.
Во-первых, в туннель, который якобы не повредит парку, защитники не очень-то верят: и дорого, и неизвестно еще, как именно его будут строить и что при этом раскопают.
Между тем действующим генпланом уже исключена из парка территория вдоль железной дороги, где изначально планировали провести трассу, – а значит, ничто не мешает там ее и спроектировать и проложить, наплевав на мнение жителей и уничтожив Удельный парк.
Во-вторых, в ответе Георгия Полтавченко ни слова нет о том, чтобы «в конце сентября завершить формирование трассировки М7 и подготовить финансовую модель для предложения инвесторам», как заявил Булавину вице-губернатор Игорь Албин.
Так что же произошло? Губернатор в своем ответе депутату умолчал о некоторых планах правительства? Или, наоборот, вице-губернатор выдал желаемое за действительное?
Будем надеяться, что защитникам парка удастся разобраться в ситуации раньше, чем чиновники примут необратимые решения. Хотя, как показывает опыт протестного движения, любые решения можно обратить вспять, если взяться всем миром. В резолюции митинга его участники требуют полностью отменить проект магистрали М7 и внести Удельный парк в список особо охраняемых природных территорий.