Кампания, которой не было
Фото: Виктор Богорад,Cartoonbank.ru

Кампания, которой не было

16 сентября 2016 09:15 / Политика

Думская и заксовская кампании 2016 года завершены. Наблюдателям она запомнилась тусклостью и ощущением безысходности. Денег было мало, а бесплатно работать никто особенно не хотел. Тем же, кто при деньгах, яркую кампанию проводить не было смысла: чем ниже явка, тем больше бюджетников: следовательно, больше голосов за правящую партию.

Многие даже не заметили, что избирательная кампания стартовала и тихо проковыляла. Единственное напоминание о ней – билборды, на которых красуются одинаковые отфотошопленные фотографии и лозунги, которые никто не читает. Оно ведь и так понятно, что если голосуешь за партию президента, то за «Единую Россию», а Россия наше все и далее по темнику. Читают эти шедевры разве что расклейщики нелегальной рекламы: услуги «Маша 24 часа» или «Настя хочет мужчину» они лепят прямо на лица серьезных мужчин в галстуках, которые утверждают, что болеют за судьбы родины.


«Жду не дождусь, когда все это закончится», – признался нам весьма перспективный кандидат, уже отсидевший один срок в Мариинском дворце. «Скоро все эти рожи уберут?» – вздыхают аполитичные горожане. И те и другие мечтают об одном: поскорее забыть о существовании друг друга.


На городской выборной карте всего несколько территорий, где идет хоть какая-то схватка: так, депутат ЗакСа Виталий Милонов сошелся с бизнесменом Дмитрием Павловым за думский мандат. Изначально все делали ставку на дуэль лидера фракции «эсеров» в городском парламенте Алексея Ковалева и его заклятого друга Милонова. Ковалев, нацелившийся на федеральный уровень, грозился вынести Милонова из политики, однако, развесив билборды, внезапно сник. Милонов почти было обрадовался, но появился Павлов, методы борьбы которого не сильно отличаются от милоновских. Теперь соперники сутками обвиняют друг друга в порче кубов, черном пиаре, мордобое и т. д. По ощущениям, противник самого известного петербургского депутата вошел в раж и просто так не сдастся. Так что день голосования обещает быть жарким.

Миллиардер Борис Пайкин, стесняющийся указывать принадлежность к ЛДПР, заклеил собой едва ли не каждый столб – он бьется за думское кресло со знаменитым режиссером Владимиром Бортко.

Яблочник Борис Вишневский борется с административным ресурсом главы Центрального района Марии Щербаковой, которая решила досидеть до пенсии в Мариинском дворце. По данным «Новой», на ее округе от руководителей бюджетных учреждений требовали выдать списки сотрудников, с тем чтобы те получили открепительные, однако внезапно все затихло. Может, раскаялась?

Единоросс Евгений Марченко, грозившийся искать плагиат в материалах «Новой газеты» (после того как мы поймали народного избранника на полностью списанной магистерской диссертации), печатает за счет муниципалитета свои агитационные материалы (надеемся, статьи в ней оригинальные, а не украденные). Так, например, на первой полосе одного из выпусков газеты «Слово и дело Евгения Марченко» (выпускается за счет МО «Парнас») – портреты Владимира Путина и Евгения Марченко.

По слухам, в ЗакСе закрывают глаза на подвиги Марченко, баллотирующегося в Госдуму, по одной причине – в руководстве парламента очень хотят, чтобы он поскорее их оставил и перебрался в Москву. Говорят – надоел.


Была еще мутная история с якобы бывшей чиновницей, которая на анонимной основе рассказала, какие фальсификации готовятся в Петродворцовом районе. Никто так ничего и не понял, но обсудить участникам политтусовки пару дней было что.


Ну и по мелочи – пейнтбол на Коркинских озерах для стариков, который организовали депутаты из МО «Пороховые». Пока пожилых избирателей везли за город, в автобусе им объясняли, за кого надо голосовать: за единоросса Александра Кущака.

Пока бабушки пулялись краской, оппозиционеры, наряженные грибниками, прятались в кустах в надежде увидеть самого Кущака. Сторонники действующего депутата-единоросса вели контрразведку и тоже шастали по лесу. Когда же представители обоих лагерей столкнулись, а оппозиционеры поинтересовались у своих визави, что те делают, они объявили, что ягоду собирают. Операция сорвалась – парламентарий не приехал.

В конце четырехчасового мероприятия (были и коньячок под шашлычок) депутат МО «Пороховые» Марат Козлов вручил победителям медали. Женщины посетовали, что Кущака на месте нет, но вместо него «его представитель Маратик». Что касается того, за чей счет банкет, то члены общества инвалидов и ветеранов утверждали, что «Литвинов и Кущак вместе скинулись». (Литвинов – глава МО.) Марат Козлов же заверил корреспондента «Новой», что никакой агитации за Кущака не ведется, а это просто «муниципальный праздник», который проходит по госконтракту.

…Политолог Александр Конфисахор характеризует кампанию как «откровенно скучную», в которой фигурируют «заезженные темы, заезженные фотографии». Объясняет он это отсутствием денег, предрешенностью результатов и низким уровнем профессионализма политтехнологов, которые «разучились работать из-за отсутствия конкурентных выборов».

Кандидаты оказались в сравнительно чистых условиях, но без денег. И как с этим работать, никто вспомнить не смог. Бесплатного пиара, когда можно было раздуть шумиху из-за неумных запретов властей, почти нет, а креатив – это сложно и дорого.

Кроме того, как отмечает Конфисахор, те, у кого есть деньги, не пошли в петербургское Заксобрание, поскольку понимают, что «у местных депутатов очень ограниченные полномочия и они по большому счету ничего не решают». «И какой смысл в это вкладываться?» – вопрошает собеседник «Новой». Да и отчаянных, которые могли бы себя как-то проявить, подчеркивает политолог, в Петербурге мало.

Последние две недели эксперт вообще не наблюдает ничего даже отдаленно похожего на кампанию, и у него складывается впечатление, что все проходит в кабинетах.

Политтехнолог Валентин Бианки не видит ничего страшного в отсутствии креативной рекламы, однако, на его взгляд, кампания действительно неяркая, но по другой причине – у партий нет принципиальной повестки, все предлагают только «подкорректировать курс». А этот курс уже столько раз корректировали, что уже мало кому интересно.

Глава департамента прикладной политологии Высшей школы экономики в Петербурге Александр Сунгуров также отмечает отсутствие ярких выступлений и общую тусклость. «У «Яблока», насколько я понимаю, слабое финансирование, – объясняет он. – А «Единой России» сильная агитационная работа не нужна, ведь логика у партии власти простая: чем ниже явка, тем выше процент бюджетников».

Кампания 2016 года запомнится как самая унылая и предсказуемая в истории современной России. Избирателям дали понять, что в их голосах не слишком-то и заинтересованы. По городу расставили кубы с лицами кандидатов, но сами потенциальные депутаты выходили к народу довольно редко. В основном за них отдувались волонтеры, которые зачитывали тексты по тоненьким методичкам. Один из собеседников «Новой» пошутил, что по рутинности происходящего мы приблизились к доброй старой Европе: там граждане воспринимают выборы как обязанность: пришел, проголосовал, пошел на работу. На участках не пляшут и не торгуют чаем с дешевыми пирожками, не выламывают двери в участковые комиссии, не дерутся огнетушителями и не душат друг друга. Некоторое сходство, конечно, есть. Однако там эта обыденность – от уверенности в том, что твой голос не украдут и он реально может повлиять на положение дел в стране. У нас же скорее от того, что все обрыдло и людям не хочется разбираться, обманут их или нет. Потому что точно обманут. Если не так, так эдак.