Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Автогражданка ветреная дама

4 декабря 2003 10:00

История с введением обязательного страхования автогражданской ответственности в России уже в который раз сменила направление. Как обычно - на прямо противоположное. В июле депутаты Госдумы подавляющим большинством голосовали за отмену автогражданки. Сторонники отмены уверяли, что вопрос практически решен, и срок введения обязательного страхования совершенно точно отложат на год. Но 28 ноября, когда депутатам нынешнего созыва предоставлялась последняя возможность это сделать, они вообще отказались рассматривать вопрос об ОСАГО. Это означает, что если закон все же отменят или отсрочат, произойдет это не раньше чем в январе следующего года. Или вообще в конце года. Или никогда.




Типичный «пробочный» пейзаж


Тормозной путь в 4 месяца
14 июля Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, по которому обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов вводится не с 1 июля этого года, а с 1 июля 2004-го, а взимание штрафов за отсутствие полиса - с 1 января 2005-го. Но... пока все же действует прежний закон - по которому с 1 января со всех, кто не имеет полиса, начнут взимать штрафы. Если просто забыл дома - штраф 50 рублей. Если вообще не купил - от 500 до 800 рублей. Штраф надо будет заплатить в течение 30 дней в отделении Сбербанка именно того района, где тебя поймали. И так хоть каждый день. Инспекторы ГИБДД вовсю готовятся к массовому покосу. Как сообщили нам в «Росгосстрахе», петербургские инспекторы даже приняли участие в семинарах для специалистов, где их учили отличать настоящие полисы от фальшивок. В общем, ездить без полиса смогут только очень смелые или очень богатые.
Четыре месяца неразберихи не прошли бесследно. Хотя фактически закон об автогражданке никто не отменял, шумиха, поднятая депутатом Похмелкиным и другими, кто сделал борьбу с автогражданкой своеобразным предвыборным брендом, сказалась на настроениях граждан. Поток желающих застраховаться резко схлынул. Теперь он поневоле возобновится. Смогут ли страховщики за оставшийся месяц удовлетворить всех? Этот вопрос не так прост.
Единой базы застрахованных до сих пор не создано, зато сами страховые компании сосчитать удалось. В России их 151. В Петербурге, по данным Игоря Фомина, генерального директора страховой компании «Мегарусс-Д Мегарусс Северо-Запад», - 25 имеющих собственные лицензии на продажу полисов автогражданки, 15 фирм - их агентов (обычно страховые компании продают свои полисы через дружественные банки) и еще брокерская сеть. В общей сложности - 1,5 - 2 тысячи точек по городу. С этой оценкой согласились и другие страховщики - из «Росгосстраха», «Русского мира», «Прогресс-Невы», «Альфа-страхования».
Одна хорошо оснащенная точка с 14 рабочими местами, такая как, например, у городского «Автоклуба 24», продающего полисы разных компаний, способна выписать 500 полисов в день. Получается, что, по оптимистичным оценкам, всего лишь за один день в Петербурге может застраховаться аж миллион автовладельцев. А их всего 1,2 миллиона. Петербург не отстает от средних показателей по России, где, по данным Российского союза автостраховщиков, застраховались 6 милллионов автовладельцев - 20% от их общего числа. В северной столице успели застраховаться около 200 тысяч - каждый шестой. Так что всех оставшихся при плотной работе можно было бы застраховать всего за один день.
Но страховщики все равно говорят, что не стоит всем сразу приходить за полисом 31 декабря... В общем, советы страховщиков не слишком стыкуются с расчетами.

Блеск и нищета автогражданки
С 1 июля, когда закон вступил в силу, накопился определенный опыт применения автогражданки. Как правило, страховая выплата (средняя - от 28000 рублей, как уверяют страховщики) превышает затраты на приобретение страхового полиса - минимум $100 (базовая ставка 1980 рублей, помноженная на 1,8 - средний для Петербурга коэффициент, учитывающий износ машины, мощность двигателя и т.п.). Однако на сегодняшний день попавших в аварии и уже имеющих обязательные полисы все же намного меньше, чем тех, кто полисы купил, а «впилиться» еще не успел. Так что больше всего от автогражданки выиграли страховые фирмы. Впрочем, это ни для кого не секрет - на том стоял и будет стоять страховой бизнес.
С другой стороны, выиграл, конечно, и кто-то из застраховавшихся. Гендиректор «Мегарусса» Игорь Фомин, к примеру, рассказывает душещипательную историю про владельца старенькой «шестерки», который с утра застраховался, а во второй половине того же дня успел воткнуться в «Лексус» стоимостью под 50 тысяч долларов. Страшно подумать, что было бы с бедным владельцем «шестерки», если б у него не было полиса. А так - страховая фирма уплатила 20000 рублей, и участники происшествия расстались как братья.
Впрочем, существуют и не слишком приятные особенности ОСАГО. Если оба водителя виноваты в одинаковой степени, страховка не выплачивается никому. Простая человеческая логика подсказывает - почему бы в таком случае не выплатить каждому автомобилисту по половине от причитающегося им страхового возмещения. Так-то оно так, но в законе это не прописано, чем страховщики, конечно же, не преминули воспользоваться. Теоретически получить возмещение в такой ситуации можно только через суд. Но произойти это может очень не скоро... Сейчас эту проблему пытаются решить. Предложено аж три варианта поправок к закону - платить каждому столкнувшемуся по полному тарифу; платить по 50% от суммы возмещения, если оба примерно одинаково виноваты; платить строго пропорционально вине. Первое слишком затратно для страховых компаний, последнее слишком муторно. Так что большинство страховщиков высказываются за второй вариант. Однако когда эти поправки будут хотя бы рассмотрены - неизвестно.

Алексей ОРЕШКИН
фото ИНТЕРПРЕСС


Справка «Новой газеты»

Как рассказывают бывалые автомобилисты, на питерских авторынках сейчас вовсю идет торговля поддельными полисами обязательного автострахования - по полтысячи рублей за штуку. Покупать их мы, конечно, не советуем. И на всякий случай сообщаем о том, каковы отличительные особенности настоящего полиса:
- водяные знаки с аббревиатурой и эмблемой РСА (Российский союз автостраховщиков),
- «ныряющая» металлическая полоска на обороте полиса (примерно как на евро),
- фон в виде фигурной сетки на лицевой стороне полиса,
- цветные волокна в бумаге.
Впрочем, некоторых особо придирчивых инспекторов ГИБДД может не удовлетворить даже настоящий полис. И тогда с вас запросто могут потребовать полный комплект документов на страховку.