Погорели за правду
Вечером 23 октября у супругов Павловых, активистов из поселков Рощино, сгорел дом. По жестокой иронии судьбы этот пожар доказал их правоту.
Они много лет боролись против приватизации пожарного разворота в конце их улицы Островной, убеждая чиновников, что это может усложнить работу пожарных машин в случае ЧП. Муниципальный разворот прирезал к своему частному участку богатый сосед – экс-глава Красносельского района СПб Анатолий Карагополов.
Несмотря на предписания освободить пожарный разворот, направленные МЧС в адрес местной администрации, чиновники так и не осмелились вступить в конфликт с солидным захватчиком. Решение Выборгского суда по иску прокуратуры также не было выполнено. Хотя за забором Карагополова оказался кусок муниципальной улицы, которая, согласно Земельному кодексу, приватизации не подлежит. Более того, в градостроительных документах Рощино разворот еще долгое время фигурировал как публичный (вполне возможно, что и деньги на его обслуживание выделялись. – Ред.). В результате машины из пожарной части, которая находится в 30 секундах (!) езды от дома Павловых, делали долгие и сложные маневры, чтобы развернуться и заправиться водой.
По мнению старосты соседнего поселка Цвелодубово Александра Иванова, который является другом Павловых и приехал помогать при тушении, «из-за отсутствия пространства обе машины вынуждены были работать только с одной стороны дома». Машины заняли все пространство узкой Островной улочки, больше никто не мог не то что проехать, даже пройти вдоль заборов. Не смогла проехать и скорая помощь, которую вызвали для хозяина дома: у него на пожаре случился нервный срыв. Несмотря на быстроту реагирования и слаженные действия пожарной команды (хозяева очень благодарны Рощинской пожарной части. – Ред.), спасти деревянный дом не удалось. Второй этаж сгорел полностью; обвалился потолок на первом. По предварительной оценке, дом придется отстраивать заново: неповрежденным остался только фундамент. К счастью, все обитатели успели вовремя его покинуть. Владимира Павлова пожарные выводили силой: он в исступлении пытался спасать вещи, хотя это могло бы стоить ему жизни.
Все произошло вечером в воскресенье. Дом Павловых – коммунальный, на две семьи, причем вторая семья использует свою половину как дачу (в отличие от Павловых, которые живут и прописаны в Рощино постоянно). Известно, что в то воскресенье у соседей была вечеринка. Хозяева и гости уехали в шесть вечера. А примерно в 20.45 Наташа Павлова заметила из своего окна, выходящего на соседский двор, какой-то «фейерверк». Выглянув, поняла, что соседская половина горит. Пожарные приехали через 15 минут: задержка вышла оттого, что водители не заметили поворот на Островную ул., который никак не маркирован. А вот тушили дом до девяти утра.
В огне сгорели все личные вещи хозяев, а также – о чем больше всего сожалеет Наташа – дореволюционная библиотека ее отца, Владимира Добронравова, участника Гражданской и Отечественной войн, профессора Военно-медицинской академии.
Сейчас супруги Павловы обживаются в собственной бане. Благо в свое время Володя, мастер на все руки, обустроил там жилое помещение с кухней. Им помогают дети, взрослые внуки, друзья, соседи, коллеги по экозащитному движению. Тех, кто знает Наташу Павлову, это не удивляет: в последние годы она сделалась бесплатным юрисконсультом для всего Выборгского района Ленинградской области. Кому-то она помогала вернуть захваченный проезд к дому, кому-то – сохранить фермерское хозяйство, кого-то не давала выселить из собственной квартиры. Наташе и Володе сейчас везут деньги, вещи, продукты. Но душевных ран, нанесенных пожаром, так просто не залечить. Обугленные доски и голые печные трубы посреди участка еще долго будут напоминать о пережитом кошмаре. О какой-либо отстройке можно думать лишь после завершения процедуры дознания. На нее отведен месяц. После этого, возможно, Павловы узнают, что или кто был причиной пожара.
18 октября, за пять дней до пожара, Владимир Павлов проиграл Карагополову в суде. Отчаявшись добиться возвращения пожарного разворота от администрации, он решил сам оспорить продажу Карагополову муниципальной улицы. В период с 1999 по 2000 г. экс-чиновник и олигарх районного масштаба (Карагополов был совладельцем «Выборгской целлюлозы») с помощью главы администрации Рощино и местного землеустроителя Павла Хорина ухитрился приобрести сразу пять земельных участков на берегу Рощинки (всего полгектара). В процессе «оптовой закупки» за его забором оказались также береговая полоса реки Рощинки и две трети муниципальной Островной улицы. Чтобы хоть как-то легализовать захват, подельники пошли на откровенный подлог: один из участков якобы был куплен у старушки, которая, как выяснилось впоследствии, умерла за несколько месяцев до сделки. Вторая продавщица вообще оказалась несуществующим лицом, скомпилированным землеустроителем Хориным из данных двух разных паспортов. Причем один из паспортов принадлежал родственнице главы администрации. Сначала этой призрачной Нине Вершининой якобы выделили земельный участок прямо на пожарном развороте как льготнице, а затем тут же перепродали Карагополову. Павлов несколько лет требовал от МВД и Следственного комитета возбуждения по этому поводу уголовного дела (сам факт несуществования в природе продавщицы органы скрепя сердце признали), но так ничего и не добился.
Суды по пожарному развороту – пусть не с самим Карагополовым, но с затрагиванием его интересов – шли постоянно. Павлов обратился непосредственно к министру МЧС РФ и добился предписания об освобождении разворота. Затем, столкнувшись с бездействием прокуратуры, через суд заставил (!) выборгского прокурора подать в суд на администрацию Рощино. Суд был выигран, администрации предписали освободить пожарный разворот. Она и не думала выполнять судебное решение, зато стала регулярно платить штрафы за нарушение правил пожарной безопасности (проблем тут никаких – деньги-то бюджетные, от налогоплательщиков). Кстати, первый пожар, показавший правоту Павловых, случился еще в 2013 году: тогда сгорели только кусты на берегу, но пожарная машина точно так же испытывала затруднения с разворотом.
Что бы в итоге ни показало дознание, косвенный виновник гибели дома Павловых очевиден. Это администрация МО «Рощинское городское поселение», которая, несмотря на все предписания, даже не попыталась вернуть захваченный муниципальный разворот. Будем надеяться, что МЧС отразит это в своем отчете и Павловы смогут взыскать с администрации компенсацию за потерянное имущество.