Прокурор не сделал все, что мог
Глава Комитета по природным ресурсам Ленобласти Евгений Андреев продолжит занимать свой пост.
Смольнинский городской суд отказал прокурору в требовании уволить чиновника за нарушение антикоррупционного законодательства. К моменту заключения нового трудового контракта Андреев передал свою долю в чешской компании другому лицу, согласился с защитой суд. Сам Андреев на заседание 17 ноября не явился.
В марте 2016 года «Новая» опубликовала расследование «Кто кого водит за нос», в котором рассказала о бизнесе председателя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Евгения Андреева. Он учредил коммерческую организацию GEKA REAL s.r.o. 23 октября 2006 г. в Чехии (фирма занимается арендой недвижимости, квартир и офисных помещений). «Новая» тогда писала, что Андреев передал свою долю в компании GEKA REAL s.r.o. и перестал ею управлять только летом 2014 года. Кроме того, госслужащий по состоянию на март 2016-го владел 10% и управлял с 25 июня 2014-го коммерческой компанией AMA Victory Service s.r.o (профиль аналогичный). Его партнером значится Ян Пешта (он же управляет GEKA REAL s.r.o.).
После нашей публикации Андреев начал заметать следы (см. ниже), а прокуратура Ленинградской области связалась с Интерполом и внесла представление губернатору Александру Дрозденко о лишении бизнесмена государственной должности. Как ни странно, не удалось ни то ни другое: Андреев сидит в своем кресле, а следы его бизнес-деятельности никуда не делись с сайта торгового реестра Чешской Республики.
Слабость обвинения
Адвокаты областного чиновника Евгения Андреева одолели прокурора, который добивался увольнения чиновника. Хотя «добивался» – громко сказано. Победа досталась адвокатам почти даром. К тому же и судья Татьяна Матусяк задавала такие наводящие вопросы, что корреспондент «Новой» порой задумывался: а не адвокат ли перед ним в судейской мантии?
«Какие требования должен удовлетворить суд?» – с иронией интересуется у прокурора судья. Несложный вопрос заставил обвинителя всерьез задуматься. Он помолчал с две минуты, уставившись то ли в стол, то ли в документы, и наконец процедил: «Обязать уволить».
Затем последовала череда вопросов на знание прокурором правовых норм: в каких отношениях состоят губернатор Ленобласти и Андреев (в трудовых, разумеется), кто имеет право увольнять сотрудника (работодатель), право это или обязанность работодателя – снимать сотрудника с должности. На последнем вопросе он вновь замешкался и сказал, что разные законы трактуют по-разному. Адвокаты и сочувствующие Андрееву не скрывали свое хорошее настроение, которое с каждым словом прокурора становилось, кажется, еще лучше.
С чистого листа
Главный аргумент защиты сводился к срокам трудовых контрактов чиновника. По словам ответчиков – представителей губернатора Ленинградской области – последний контракт на замещение должности председателя областного комитета по природным ресурсам Андреев подписал 30 октября 2015 года. К тому моменту чиновник уже якобы не владел долями в иностранных компаниях. Это следует из документа, который регистрирует передачу долей другому лицу. Такие данные предоставил суду адвокат Андреева Данила Огородников.
Правительство Ленинградской области, выходит, не смущает, что Андреев в течение четырех месяцев занимал государственные посты (с 2 апреля 2014 года, когда стал руководить природоохранным комитетом, по 4 августа года, когда якобы избавился от доли в компании) и при этом владел бизнесом. Представители губернатора посчитали нарушение закона дисциплинарным проступком и выписали чиновнику незначительный штраф. «Новую газету» адвокаты упрекнули в «сталинском подходе», когда несчастный человек должен пожизненно отвечать за преступление. Новый контракт – новая жизнь, следует из слов представителей Андреева. Робкая попытка прокурора объяснить, что с таким коррупционным прошлым контракт госслужащему вообще не следовало продлевать, осталась без внимания суда.
Кроме того, адвокаты с самого начала обесценили значимость информации, которую Национальное центральное бюро Интерпола Чехии направило российским правоохранителям. В письме от международной уголовной полиции значилось, что Евгений Андреев владел 50% доли чешской компании GEKAREAL s.r.o. с 10.01.2011 по 09.02.2016. Поверенные чиновника обратились в Интерпол и уточнили юридическую ценность их письма, а те ответили: сведения, предоставленные Министерству внутренних дел России, носят справочный характер. То есть равнозначны информации из интернета, добавил адвокат. Так или иначе, «справочный характер» того письма не отменяет истинность содержавшейся в нем информации. Дело в том, что Андреев «вышел» из бизнеса задним числом.
Запутался в числах
Андреев, сообщая суду через своих представителей, что вышел из бизнеса к 30 октября прошлого года (день перезаключения контракта на замещение должности главы Комитета по природным ресурсам), несколько согрешил против истины. Адвокаты чиновника вручили суду некий документ (вероятно, выписку из торгового реестра Чехии), в котором за подписью самого Андреева датой передачи доли третьему лицу значится 5 августа 2014 года. Есть один нюанс. «Документ подписан якобы в августе 2014-го, но в суд Праги прислан лишь 5 февраля 2016-го – по странному стечению обстоятельств, в тот самый день, когда прокурор вынес представление губернатору!» – говорит Михаил Маглов, волонтер антикоррупционного проекта «Муниципальный сканер».
По-чешски в документе написано: «Общее собрание акционеров согласно передать 50% акций г-на Евгения Андреева, эквивалентных ста тысячам крон, третьему лицу – Павлу Дюкареву». Как писала «Новая», Дюкарев – близкий друг Евгения Андреева: дружат семьями, а их дети публикуют фотографии с совместного отдыха за границей.
Как ни странно, 5 августа 2014 г. сто тысяч крон на счет GEKA REAL s.r.o. никто не вносил. Зато под именем «Евгений Андреев» наряду с датой вклада в сто тысяч крон (25 ноября 2013 г.) позже появилось слово vymazano (чеш. – удалено) напротив этой суммы – 9 февраля 2016 г. Еще одно событие 9 февраля: вклад размером в сто тысяч крон внесен Павлом Дюкаревым. Именно в эти дни прокурор Станислав Иванов потребовал от Дрозденко уволить чиновника-бизнесмена.
Существует и еще один факт, который указывает на то, что как минимум к началу 2015 года Евгений Андреев владел долей в 50% компании GekaReal s.r.o. В финансовой отчетности на 31 декабря 2014 года партнер Андреева по этой фирме Ян Пешта в числе основных владельцев указывает Евгения Андреева, на тот момент председателя Комитета экологической безопасности Ленинградской области.
А что же со второй компанией – AMA Victory Service s.r.o.? Андреев спешно покинул состав директоров фирмы якобы в июне 2014 года, хотя документ, регистрирующий это, оказался в чешском суде лишь в апреле 2016-го.
Понять, почему прокурор так неуверенно борется с коррупцией и смотрит в стол, а не в глаза представителей Андреева и губернатора, можно. Прокурора Ленинградской области Станислава Иванова, который ранее внес губернатору Ленобласти представление об увольнении Андреева, в конце октября обвинили в получении крупной взятки и освободили от должности указом президента. Вряд ли эти события между собой связаны, но ахиллесова пята и в суде ахиллесова пята.