Иногда они возвращаются
Сразу две хорошие новости: в Смольном готовы вернуть Дачу Громова в Лопухинском саду творческому подростково-молодежному центру, а здание бывшей лодочной станции – детской школе водно-моторного спорта.
Сражайся до последней секунды
Водная станция появилась здесь, на берегу Малой Невки, по решению Исполкома Ленсовета 1949 года: городскому отделению ДОСФЛОТа разрешили построить скромное одноэтажное здание в восточной части сада «в целях создания необходимых условий для проведения практических занятий». Более полувека на ее базе готовили спортсменов-водников, воспитав десятки чемпионов страны и мира. А в 2005-м анонсировали проект так называемой реконструкции лодочной станции – на поверку оказавшийся проектом строительства многоэтажного апарт-отеля.
«Мы, спортивная общественность, вдруг узнали, что наша водная станция продана, причем дважды: в 2003 и 2004 году, – возмущался на общественных слушаниях первый вице-президент Федерации водно-моторного спорта РФ, трехкратный чемпион мира Алексей Ишутин. – Самое обидное, что это сделали наши генералы, которые должны заниматься развитием водного спорта, а не тем, чтобы его извести. 600 детей ежегодно проходили здесь обучение! И в городе другого такого места нет – тут уникальная роза ветров, никогда нет волны».
Потребовалось почти десять лет, чтобы распутать цепочку нарушений в согласованиях и добиться возвращения в границы памятника «Лопухинский сад» вырезанного под застройку куска.
Но два земельных участка оставались в распоряжении компании-застройщика (структура холдинга RBI), один – в собственности, другой – в долгосрочной аренде. Теперь, как стало известно «Новой», город возвращает землю в свою казну. И что не менее важно, намерен восстановить прежнюю функцию этой части сада – спортивную.
Соревнования по водно-моторному спорту на Малой Невке, у Лопухинского сада (1979) // Фото: Павел Маркин
«Холдингу RBI подобрали компенсационные участки, договор мены сейчас в стадии оформления, – рассказал Алексей Ишутин. – На территории водной станции и прилегающей площадки планируется создание детско-юношеской спортивной школы под эгидой профильного комитета. Водно-моторный спорт развивался здесь 67 лет, и это здорово, что властям хватило мудрости и решимости восстановить справедливость. Я недавно перебирал мои обращения, посланные за эти годы, к четырем сменявшим друг друга губернаторам и восьми вице-губернаторам, целая пачка. Конечно, это победа неравнодушных петербуржцев – градозащитников, местных жителей, помогавших им депутатов, выступавших в поддержку деятелей культуры. Наш голос, может, не так громко был слышен – приходилось оставаться в определенных рамках, потому что не могли ставить под удар занятия с детьми, которые не прекращались, – спасибо помощнику и спонсору, бизнесмену Дмитрию Рубашко. На чемпионате мира «Формула будущего» наши ребята заняли весь пьедестал почета: 5 золотых и 5 серебряных медалей! Уже в этом году водно-моторный спорт должен стать для Петербурга базовым видом, его мы и намерены развивать здесь, в Лопухинском саду. А борьба за его сохранение показала, что тут, как и в спорте, действует одна формула успеха – биться надо до последней секунды».
Водно-моторная станция в Лопухинском саду
По словам Алексея Ишутина, за памятник ландшафтной архитектуры и покой проживающих рядом людей беспокоиться нет причин. Существующее одноэтажное здание водной базы имеет охранный статус, его облик должен остаться неизменным. Рядом могут появиться некапитальные (без фундамента) легкие сооружения, чтобы разместить там учебные классы и мастерскую для текущих ремонтных работ. Моторные лодки намерены использовать не такие скоростные и шумные, как раньше, что вызывало недовольство жителей окрестных домов.
«Если все вместе сумели отбиться от многоэтажной застройки, так теперь вместе, с уважением друг к другу, должны возрождать эту территорию и ее традиции, – заверяет Алексей Иванович. – Думаю, что местные жители не будут против, чтобы и их дети могли заниматься спортом с тренерами высшей квалификации и в достойных условиях».
Когда холдинг RBI продвигал свой проект, пиарщики делали упор на то, что без инвестора сад погибнет, – они, мол, хоть и построят тут апарт-отель, но и благоустройство сада обеспечат, на что у города средств нет и не предвидится.
Но обошлись без благодетелей с топором – 91 миллион на капитальный ремонт сада в петербургской казне сыскались. Ведь, как известно, главная отечественная проблема не в отсутствии денег, а в их распределении. Подлечили 160 почтенного возраста деревьев, но около сотни признанных аварийными пришлось срубить; взамен высадили 54 молодых деревца и почти 4 тысячи кустов. Привели в порядок газоны и цветники, поставили новые скамейки, обновили и оснастили специальным покрытием детские площадки. Вычистили от донных отложений и бытового мусора пруд и протоки, провели берегоукрепление. При этом сохранили естественный облик кромки реки, составлявший особую прелесть этого места, – ни капли бетона, только сваи из лиственницы.
С уважением к прошлому и надеждой на будущее
Дача Громова – собственно, и не дача как таковая, а единственная сохранившаяся от усадьбы лесопромышленника и мецената Василия Федуловича Громова деревянная постройка. В реестре объектов культурного наследия регионального значения значится как «Деревянное здание оранжереи у дачи В. Ф. Громова с садом, оградой». Но в обиходе закрепилось «дача». Садоводство было страстью Громова, покровителя Обществ садоводов и защиты животных. Растения в его оранжереях могли соперничать с раритетами Ботанического сада и вызывали восхищение специалистов – например, у съехавшихся в его усадьбу делегатов Международного съезда садоводов 1869 года.
С 1940 года почти 30 лет в двухэтажном этом деревянном здании обитал Дом пионеров и школьников Петроградского района, где работал не один десяток кружков. Эмма Яковлевна Чиковани вспоминает, как девчонкой училась тут пению: «С нами занимались индивидуально, каждый был как бы солистом, из которых вырастал небольшой ансамбль. Часто мы выступали на радио, с концертмейстером. Случалось, что именно наш коллектив первым исполнял новые песни Дунаевского – их привозил нам сам Исаак Иосифович, он бывал здесь».
Затем здание передали «Союзкоопвнешторгу», в 90-е город сдавал помещения чуть ли не десятку арендаторов, а потом оно и вовсе стояло заброшенным, медленно разрушаясь. Власти никак не могли определиться, что делать с ним дальше. Присмотр взяли на себя градозащитники. При поддержке местных жителей гоняли непрошеных случайных обитателей, восстанавливали порушенные заслоны на дверях и окнах, укрепляли сорванные ураганом листы кровли. Вывезли грузовичок (предоставленный жителем дома по улице Академика Павлова) самопальных стеллажей, занимавших подвал, – когда обнаружили, что на них стал клубиться опасный грибок. По совету экспертов Лесотехнической академии обработали подвальные стены специальным составом.
В 2013 году пользоваться зданием разрешили подростково-молодежному центру «Петроградский», который в союзе с театром «Синтез» и Творческим объединением кураторов (ТОК) поддерживал жизнь в старых стенах.
Но здание по-прежнему оставалось без воды, отопления и электричества. Тем не менее молодежи удалось реализовать не один творческий проект. Причем каждый – исключительно бережный и уважительный к этому месту и его истории. Начали собирать воспоминания старожилов и архивные фотографии для будущего музея Дачи Громова, устроили выставку-аукцион «Сохраним уходящую натуру», фотохудожественную экспозицию «Образы прошлого и настоящего на свалке истории», показали песочную анимацию «Симфония реконструкции и разрушения», проводили экскурсии и субботники, мастер-классы для детей и взрослых.
В 2015-м Лопухинский сад с Дачей Громова стал площадкой международного проекта современного искусства по изучению общественных пространств «Критическая масса»: художники и дизайнеры из России, Норвегии, Финляндии, Дании, Эстонии, Германии и Нидерландов представляли свое мастерство, вовлекали, местных жителей в открытый творческий процесс. Интерактивный перформанс финских художников строился на обращении к серии исторических открыток, посвященных названному в честь Василия Громова растению Gromovia pulchella, норвежцы устроили совместную со старожилами Петроградской стороны читку пьесы, а наша Глюкля (Наталия Першина-Якиманская) переформатировала их воспоминания в инсталляцию и музыкальное действо «Сад бдительных одежд». Да много еще чего там было прекрасного и по-настоящему живого.
А потом творческую молодежь попросили на выход – как говорилось тогда, на время ремонта и реставрации. Обещали: вернетесь. Собственно, по заказу центра «Петроградский» осенью 2014 г. был проведен тендер на «выполнение предварительных работ и проектно-сметной документации на первоочередные и консервационные работы» (3,2 млн руб.). Затем, уже по заказу подведомственной КГИОП дирекции, определили разработчика проектной документации (14,6 млн), потом – исполнителей самих работ (3,45 и 29 млн). Нынешней осенью КГИОП отчитался о промежуточных результатах: ведутся работы по укреплению фундаментов и конструкций, очистке подвалов, снимается наружная обшивка (ее обещают отреставрировать и вернуть на место). При расчистке стен и потолков обнаружили старинную живопись, а в подвале – мраморные скульптуры и гипсовый бюст (предположительно отца бывшего владельца дачи, Федула Громова). Все находки подлежат восстановлению, как и камины, и встроенные старинные деревянные шкафы. По оценкам председателя комитета Сергея Макарова, наружные работы могут завершить до конца текущего года, а на следующий год специалисты приступят к реставрации интерьеров. «Здание будет блистать», – заверил чиновник.
Интерьеры «Дачи Громова» // Фото: www.citywalls.ru
В конце сентября прошла информация, что здание решено передать фонду «Русский мир». Как выяснила «Новая», соответствующее распоряжение было издано Комитетом имущественных отношений (КИО) еще 28 марта. Согласно документу, здание площадью 1791 кв. м передается «Русскому миру» в безвозмездное пользование для использования под культурные и образовательные цели его санкт-петербургским филиалом. Однако теперь его можно считать не актуальным. Оценив техническое состояние объекта, стоимость восстановительных работ и подключение к коммуникациям, в фонде пришли к выводу: такой объем вложений (свыше 400 млн руб.) сопоставим с годовым его бюджетом. Но поскольку организация полностью финансируется из федерального бюджета, а в нем выделение таких средств не предусмотрено, 13 октября фонд официально попросил КИО упомянутое распоряжение отменить.
Вопросы об участии города в завершении реставрационных работ и предполагаемом использовании Дачи Громова «Новая» адресовала КГИОП. Пресс-служба комитета сообщила нам следующее:
«Сроки работ по реставрации и приспособлению здания дачи В. Ф. Громова окончательно могут быть определены исходя из принятого решения о его использовании. КГИОП совместно с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Администрацией Петроградского района Санкт-Петербурга рассматривается вопрос о возможности передачи объекта в пользование Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга.
В 2017 году планируется проводить работы по реставрации наружного объема здания и усилению конструкций, а также осуществить корректировку проекта в части реставрации интерьеров с учетом выводов дополнительного обследования и решения о функциональном использовании.
Лимиты финансирования работ на объекте в 2017 году будут определены по результатам принятия Закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».
В то же время, как следует из протокола совещания по Даче Громова, прошедшего в КГИОП под председательством Сергея Макарова 10 октября (с участием представителей КИО и администрации Петроградского района), было принято решение рассмотреть возможность передачи объекта в пользование СПб ГБУ «Подростково-молодежный центр «Петроградский». Срок исполнения – 30 ноября с. г.
По словам директора центра Татьяны Белавиной, пока юридически оформленного решения о передаче ему здания нет. Хотя надежд на благоприятный исход дела здесь не теряют: «Мы были бы очень рады получить такое здание. Нам не хватает помещений для студий, для театральной деятельности, а там как раз есть необходимые пространства. Тем более что наши ребята уже доказали, что могут достойно и с толком их использовать, мы бы и театр «Синтез» тоже хотели видеть в этих стенах. У нас много очень хороших проектов, признанных и за пределами Петербурга, – что подтверждается наградами разных фестивалей и конкурсов».
Сегодня, замечает Татьяна Игоревна, много говорят о необходимости воспитания у молодежи интереса к отечественной истории. Дача Громова – прекрасная возможность не только на словах, но и на деле войти в эту историю, содействовать сохранению культурного наследия, делиться этими богатствами с другими – для чего ребята и собирались наладить здесь выставочную работу на основе как уже проведенных, так и будущих исследований.
Опрошенные «Новой» местные жители тоже высказались в поддержку возвращения здания детям. С одной лишь оговоркой: чтобы не только подростки, но и пожилые, да вообще люди всех возрастов могли сюда приходить.
Информация о том, что не только Дача Громова может быть возвращена под творческий центр, но и водная станция, вызвала у жителей неподдельное изумление. «Неужели власти вспомнили лозунг «все лучшее – детям»? Да не каким-то там их детям, а – нашим? Ну, если правда, то когда это случится, закатим всем двором общий праздник, приходите!»
До Рождества еще месяц, а рождественские чудеса, похоже, уже начинают свершаться. Чтоб сделать сказку былью, нам всем потребовалось почти десять лет держать оборону сада, сохранять живое дыхание старого дома. Оно того стоило, правда? Осталось чуть-чуть – полную победу будем праздновать, когда чиновники оформят все необходимые бумажки.