Фабрика оригинальных идей для заброшенных производств
Арт-кластер на трамвайных рельсах, отель в портовом кране и музей, в котором живут. Европейский опыт приспособления индустриальных объектов наследия доказывает: креатив – залог успеха.
Прошедший в Петербурге международный культурный форум анонсировался как небывало масштабное мероприятие, где будут править «живой обмен мнениями, конструктивные решения, совместные поиски смыслов». Признаки заявленной триады обнаруживались с трудом – причем исключительно там, где энтузиастам-общественникам дозволено было проявить инициативу в подборе спикеров и проработке тем выступлений. После пустопорожних обменов банальностями на основных площадках форума настоящим подарком стала никак не рекламируемая и обойденная интернет-трансляцией конференция «Сохранение и валоризация памятников индустриальной архитектуры: опыт Италии и Европы», блистательно организованная и проведенная в стенах Дома ученых профессором Федерикой Росси.
Для Петербурга этот опыт чрезвычайно важен. Пожалуй, ни в одном другом городе нашей страны наследие промарта не представлено в таком разнообразии, включая выдающиеся образцы русского авангарда – признанного главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ века.
Но это уникальное достояние Петербурга, способное стать одним из главных его конкурентных преимуществ, разрушается и уничтожается катастрофическими темпами. Как научить видеть и ценить красоту этих объектов, раскрыть их потенциал, что требуется изменить в подходах к редевелопменту промзон, какова идеология и экономика успеха – ответы на эти вопросы и дает нам тот опыт, которым столь щедро делились на конференции ведущие европейские специалисты. К сожалению, это едва ли не единственное дельное мероприятие форума оказалось на обочине и было обойдено вниманием СМИ, удостоившись лишь куцых пост-релизов. «Новая» посчитала необходимым донести городу адресованное ему чрезвычайно важное послание европейских специалистов и представить его развернуто, польза делу требует предметного разговора. Наш первый рассказ – о голландском опыте.
Не спящие на рельсах
Петербург снискал славу «трамвайной столицы» в ту пору, когда протяженность рельсовых путей достигала 320 км. Обратный отсчет начался с начала нулевых – друг за другом стали закрываться старейшие трампарки, территории которых объявлялись «депрессивными» и отдавались под новую застройку, а исторические депо шли под снос; только с 2001-го по 2007-й было уничтожено свыше сотни километров маршрутной сети. По этому показателю мы сравнялись теперь с Амстердамом (там трамвайные линии протянулись на 213 км). Но остаемся далеко позади, если сравнить практику сохранения и приспособления связанных с этим видом транспорта архитектурных объектов.
Проект реновации исторического трамвайного депо столицы Нидерландов не только демонстрирует уважительное отношение к наследию, но и доказывает экономическую выгоду такого подхода
«Двадцать лет это здание пустовало, и еще почти столько же ушло на организацию инициативы по его возрождению, – рассказал основатель бюро de Architekten Cie Пи де Брёйн. – Первые десять лет градостроители предпринимали попытки получить от этого здания коммерческую выгоду, хотели просто все снести и возвести два блока жилых домов. Но такие попытки встречали отпор районных органов самоуправления. В конце концов компромисс был найден одним архитектором – лидером в своей области, настоящим мастером реставрации и, что не менее важно, отличным организатором. Ему пришлось вложить собственные средства и прибегнуть к краудфандингу, привлекать инвесторов, что в итоге позволило получить под проект 37,5 млн евро, необходимых для реставрации помещений площадью около 300 тысяч квадратных метров. Вообще в Голландии практически все проекты такого рода подразумевают сотрудничество частного и государственного секторов, такое партнерство – это в нашей стране ключ к любой деятельности в данной области».
В комплексе «De Hallen» максимально сохранены не только старые стены, но и многие подлинные детали бывшего депо
Рельсы не помеха – кафе в одном из переоборудованных трамвайных ангаров
Но главное, убежден господин де Брёйн, не добыть деньги, а найти тех, кто готов участвовать в реализации проекта и управлять реновируемыми объектами. Преображенное трамвайное депо в итоге оказалось не в частной и не в государственной собственности, а принадлежит фонду, в который вошли представители инвесторов, власти и местных жителей. Механизм его деятельности, распределения прав и обязанностей устроен весьма непросто. Однако такое устройство позволяет избежать ситуации, при которой одна коммерческая структура присваивает себе проект и делает единственной его целью извлечение выгоды. И гарантирует, что и спустя десятилетия объект будет функционировать так, как было задумано инициаторами реновации.
Автору проекта удалось сохранить большую часть исторического здания и многие подлинные детали, сохраняющие дух и особый колорит места, – даже трамвайные рельсы, которые можно видеть в полу кинотеатра.
Многофункциональный комплекс De Hallen позиционируется как центр медиа, культуры, моды, еды и ремесел, сегодня это одно из самых популярных и модных мест Амстердама
Помимо кинотеатра на девять залов, здесь разместились библиотека, небольшие магазины, рестораны, отель, подземная парковка.
«Архитектор убедительно доказал, что органично встроенный в исторический контекст проект может быть очень успешным, – заключает Пи де Брёйн. – Созданный на базе трамвайного депо комплекс за год посетили свыше двух миллионов человек, это просто невероятно для такого маленького города, как Амстердам, где меньше миллиона жителей».
Пять звезд портового крана
Но город стремительно растет и нуждается в новом строительстве. В поисках потенциальных площадок власти обратили внимание на земли бывшей судостроительной верфи NDSM в северной части Амстердама. Эта громадная, в десять футбольных полей территория активно застраивалась в пору расцвета судостроительного производства (к 1937 году считалось крупнейшим в мире) – для размещения сотрудников тут возвели целые кварталы. Но в 1984-м верфь обанкротилась, а заброшенные здания цехов стали самозахватом занимать художники и музыканты.
«Странные люди всех мастей, – рассказывает архитектор, – бесплатно использовали эти площади почти 20 лет»
«Но это не вызывало особой критики. Более того, устраиваемые здесь сквоттерами выставки и фестивали получили такую впечатляющую поддержку общественности, что, когда встал вопрос о реконструкции, власти сочли необходимым учитывать мнение этого сообщества как полноправного участника диалога. «Они в известной степени собственными силами добились успеха, что заслуживает уважения, – заключает господин де Брёйн. – Это место у нас считается своего рода независимым государством внутри Амстердама. И вы, быть может, знаете, что наша страна весьма знаменита нескончаемыми диалогами подобного рода. Но в итоге возникает нечто, что мы называем взаимовыгодным делом. Содержать всю общественную зону – недешевое удовольствие. И очень непросто склонить тех, кто занимается коммерческой частью, спонсировать другую, не коммерческую часть проекта. Девелопер выкупил участок, с ним и с администрацией города я работал почти 15 лет, чтобы определить стратегию планирования и найти источники финансирования».
Старт был дан осенью 1999 года объявленным администрацией Северного района Амстердама конкурсом на лучший план развития территории с подбором перспективных функций. Состязание идей растянулось на три года. Победитель (Stichting Kinetisch Noord) предложил объединить интересы бизнеса и творчества, заложив в проект не только коммерческие и жилые объекты, но и целый арт-город, который должен был на манер конструктора складываться из экономичных модулей контейнерного типа. «Помещения-контейнеры» предлагались в долгосрочную аренду за очень небольшую плату. Обустройство и дизайн творческих пространств возлагались на самих арендаторов. Самое крупное здание (20 м в высоту и площадью 20 тыс. кв. м) становилось основным корпусом будущего города искусств – с мастерскими, творческими лабораториями, студиями звукозаписи и прочая. Историческая бетонная конструкция была полностью сохранена, к ней добавили третий офисный этаж, оснастили лифтами. Внутри сами художники соорудили огромные конструкции, чтобы обустроить себе пространства, где они работают, а некоторые тут же и живут. Коммерческое жилье для прочей публики возводится в другой части территории.
Портовый кран с гостиничными номерами стал главной достопримечательностью преображенной территории заброшенной верфи
Номера отеля-крана и джакузи на крыше – удовольствие, доступное не только для постояльцев
Стоящую над водной гладью историческую рампу (не имевшую статуса памятника) поначалу намеревались снести. Но благодаря оригинальному архитектурному подходу превратили в успешный офисный комплекс. Остроумное решение нашли и для давно застывшего без дела портового крана – его восстановили и превратили в гостиницу. Казалось бы, крошечный элемент в масштабах редевелопмента такой громадной территории. Но именно он стал чуть ли не главной ее достопримечательностью и рекламной фишкой. Возглавляющий рейтинги самых необычных отелей мира Faralda NDSM Crane Hotel относится к категории пять звезд и отлично зарабатывает, хотя имеет всего три номера (проживание стоит около 500 евро за ночь). Каждый – двухуровневый, площадью 35–40 кв. м и с оригинальным авторским дизайном. Один из номеров – результат реконструкции машинного отделения, два других – под и над ним – выполнены из стекла. Особый бонус – возможность менять вид из окна, приводя башню в движение вокруг собственной оси, а в ночное время подсветить пейзаж, включив прожектора. Джакузи на крыше, под открытым небом, можно воспользоваться и не будучи постояльцем отеля (отдельное бронирование – 90 евро за двоих). Ну а для экстремалов – банджи-джампинг под присмотром сертифицированных инструкторов, 60 евро за один прыжок с крана.
Город-конструктор для вчерашних сквоттеров
Историческая рампа над водной гладью стала офисным центром
Любовь к силосной башне
Жаждущим адреналина готовится еще один сюрприз: возможно, для прыжков с парашютом, а то и для глубоководных погружений могут использовать 40-метровые силосные башни бывшей фабрики по переработке сельхозпродукции в городке Veghel на юге Нидерландов.
Около 15 лет назад фабрика расширила производство и переехала в более современное здание, а первый ее комплекс стоял заброшенным почти десятилетие. Его собирались снести (лишь одно производственное здание имело статус памятника), но местному девелоперу так понравился этот объект на берегу канала, что он купил его за бесценок, а к нему и участок в 8 га и пригласил именитого Пи де Брёйна для разработки проекта.
«Он инвестировал собственные средства, просто из любви к городу, – рассказывает архитектор. – Этот бизнесмен сумел распознать, что охраняемое здание 20-х годов прошлого века, спроектированное известным инженером, представляет ценность. Очень умно с его стороны».
Инвестор по достоинству оценил потенциал такого объекта, возможности переоборудовать его под многофункциональный комплекс и объединить на обширной территории объекты культурного назначения (на них отводилась половина зоны застройки). Понимал, что город с радостью согласится на такой план. И у него были хорошие связи с местными сельхозкомпаниями, знал, что на второй половине сможет поместить супермаркет, отель и другие коммерческие объекты, что позволит поддержать культурную составляющую. Хорошо, что инвестор согласился смешать разные функции, – это очень востребовано. И все время просил меня вносить как можно изменений в исторический комплекс – что в итоге обеспечило высокую степень сохранения особой атмосферы, хотя мы и добавили новые галереи, лестницы, еще какие-то элементы. Сам этот человек был весьма изобретательным, коллекционировал предметы старины, что-то находил на ярмарках и просил включать их в проект. Наверху гигантских силосных башен мы предложили построить гостиницу, а как использовать сами башни, еще размышляем – одну, например, можно было бы заполнить водой для занятий по глубоководному погружению, другую использовать для затяжных воздушных прыжков».
Проект преобразования бывшей фабрики по переработке сельхозпродукции в городке Veghel
Креатив – залог успеха
Инициатором реновации другой заброшенной промышленной территории – бывшей фабрики Phillips в городе Эйндховен, открывшейся здесь в конце XIX века, – выступил жилищный кооператив. В городке этом много учебных заведений, и для студентов требуется много жилья. Кооператив увидел возможность решить эту проблему в заброшенном фабричном здании. В сотрудничестве с городской администрацией постепенно стали готовить производственные строения к реконструкции.
«Начав с обустройства небольших корпусов общежитий, очень быстро они перешли к творческому переосмыслению уличного пространства, – вспоминает де Брёйн. – К этому процессу привлекли и само студенческое сообщество, вместе решили разместить тут и творческие мастерские, и исследовательские лаборатории, что тоже способствовало успеху проекта реставрации. Самые важные памятники успешно эксплуатируются, но не вся историческая застройка этой территории была сохранена – примерно половина пошла под снос, чтобы уступить место новым домам. Такая стратегия применяется в нашей стране достаточно часто. Не всегда удается вернуть старые здания к жизни, иногда приходится находить компромисс».
В одном из отреставрированных за счет Philips зданий разместился музей света и истории этой компании, который знакомит с достижениями технического прогресса ХХ века
Кстати, отдельная страница этой истории связана с Россией. Один из братьев-основателей Антон Филипс отправился в 1898 году в Петербург, где свел дружбу с директором столичной электростанции, и по его рекомендательному письму попал на прием к распорядителю императорского двора. Итоги этой встречи принесли Филипсу заказ на 50 тысяч ламп-свечей для освещения Зимнего дворца. После такого контракта дела компании заметно пошли в гору, в 1914-м Антон Филипс открыл на Невском проспекте торговую контору, продажи накануне революции достигали в России двух миллионов ламп в год.
Музей компании Phillips в реновируемой промзоне города Эйндховен
Обзор удачных примеров реновации промышленных территорий Пи де Брёйна подводит к выводу: «Именно объекты промышленной архитектуры являются сегодня самой благодатной средой для отработки рыночных механизмов и их внедрения в дело сохранении нашего наследия. Чтобы добиться достойного результата, надо не упрощать, а усложнять, искать нетривиальные схемы. Необходим креатив, только такой подход позволит показать ценность наследия, монетизировать и повысить ее. В этом залог успеха его сохранения. И мы должны убеждать застройщиков: если создавать новое, сохраняя красивую историческую архитектуру и включая ее в проект, можно получить гораздо более высокие доходы в долгосрочной перспективе».
Продолжение следует...