Вместо деревьев в лесу растут сваи
16 декабря в токсовской администрации прошло совещание с пугающим названием «По застройке лесопарка». А на фоне срубленных деревьев уже вторую неделю митингуют граждане
Перевести протест в мирное русло у местных властей не очень получилось. На встрече с чиновниками и арендатором леса жители сформулировали свою позицию без обиняков: «Нам не нужно никакого строительства – ни с парковками, ни без парковок, ни с детскими площадками, ни без. Нам нужен лес». Директор арендатора-застройщика ООО «Кумир» свой проект застройки называет «социальным», хотя Комитет по природным ресурсам согласовал ему просто базу отдыха и сдаваться не намерен.
Лесной кодекс запрещает строительство в лесу капитальных сооружений, равно как и приватизацию лесных участков. Но на практике эти запреты обходятся без труда. Застройка оформляется под видом аренды участка для рекреационных целей. И ничего, что «временные домики» – это обычные коттеджи, разве что на сваях, а лес вырубается так же, как если бы они стояли на фундаменте. На бумаге скопление коттеджей будет значиться лесом, и сотрудники Всеволожского лесничества будут получать за «контроль» над ним зарплату. Больше всех повезет арендатору: участок под застройку он получит за шестую часть его рыночной стоимости, будет платить аренду за сотку чуть больше тысячи рублей в год. За 49 лет пользования лесом он заплатит за сотку 49 тысяч, тогда как купить бы он ее смог не дешевле 250 тысяч.
Имя им Легион
Три ООО – «Легион», «Кумир» и «Юма стиль» – в 2010 г. в один день получили под застройку от Комитета по природным ресурсам в общей сложности более 7 га ценнейшего хвойного леса у западной границы Токсова. До них в бывшем лесопарке уже осело полтора десятка «рекреационных» арендаторов. В итоге в лесу, который уже давно лес только по документам, лепятся административные корпуса, столовые, коттеджи, дом охраны, площадки для автотранспорта и мусорных контейнеров. Где-то между ними петляют река Токса и безымянный ручей, затерялся родник, над которым стоит часовня.
Там, где жители поселка привыкли отдыхать, работает тяжелая техника. Стоит ли говорить, что Комитет по природным ресурсам мнения жителей не спрашивал.
Сразу не получилось
О том, что лесу грозит беда, люди узнали случайно. Не всех арендаторов удовлетворяла «полусобственность» в виде долгосрочной аренды. Хотелось приватизации и навсегда. Для этого нужно было участки лесного фонда перевести в «земли населенных пунктов». В 2011 г. тогдашний глава токсовской администрации Леонид Колесник (покинул пост в связи с уголовным делом о мошенничестве) попытался для этого изменить генплан. Владельцы «Кумира», «Юма стиль» и других уже потирали руки, хозяин «Спорта», не дожидаясь официальных решений, дал рекламу своего участка – «на продажу под застройку».
Люди отправили запросы, узнали о количестве арендаторов, их планах и ощутили легкий шок. Собралась инициативная группа, ставшая позднее движением «Токсовские озера». За сезон 2011–2012 гг. прошли два больших митинга, акция по демонтажу забора одного из арендаторов, многочисленные собрания, совещания, экоинспекции с журналистами. Поселок Токсово стал местом обитания самых отчаянных активистов, и властям пришлось с этим считаться. Вывод участков из лесного фонда прикрыли.
«Александр Дрозденко, возглавивший область в 2012 году пообещал ввести мораторий на передачу в аренду земель Токсовского парклесхоза, – вспоминает активистка Наталья Рейнер. – И обещание свое он сдержал».
Действительно, новых арендаторов в лесу не появилось. Однако старые, к сожалению, остались – легальной возможности избавиться от них не было. Два участка, правда, были переуступлены в аренду состоятельным противникам застройки, которые с тех пор платят лесную аренду только за то, чтобы лес оставался лесом и там ничего не построили. Освоение большинства остальных участков было заморожено. Но так не могло продолжаться вечно.
Арендаторы проснулись
Прошло несколько лет. Сначала в лесу возникли информщиты. 20 ноября на участке ООО «Кумир» появилась строительная бытовка с мощным дизель-генератором. В первых числах декабря рабочие начали рубить отдельные деревья, на прошлой неделе рубка активизировалась и началось строительство. Сейчас лес перепахан тяжелой техникой, вырублены четыре поляны, на трех уже забиты бетонные сваи под будущие дома. В границы участка попала лесная дорога, ведущая на Изумрудное озеро, «Тропа здоровья» с детской горкой и футбольное поле. На поле свалены стройматериалы. Работы ведутся даже в выходные. Строители спешат: во время первого народного схода 10 декабря жители вызвали лесничего и полицию, но те так и не появились (активисты прождали их два часа на морозе). Как выяснилось на совещании в администрации, приехать им все-таки следовало. Комитет по природным ресурсам на прошлой неделе обнаружил у «Кумира» нарушения и оштрафовал его на 35 тыс. рублей (по словам лесничего, штраф уже уплачен). На данный момент у комитета и лесничества претензий к застройщику больше нет. При этом чиновники признали, что еще не видели свай. Активисты считают, что бетонные сваи нельзя считать временным сооружением (а согласно Лесному кодексу, возведение в лесу капитальных сооружений запрещено). Как заверил «Новую» генеральный директор «Кумира» Антон Иванов, строительство ведется в соответствии с проектом. Он считает свои постройки временными, хотя и отметил, что, на его взгляд, законодательно различий между временным и капитальным сооружением нет.
На собрании в администрации жители обратили внимание и на несоответствие согласованного проекта («база отдыха») и заявленной функции объекта («частный дом престарелых»). На вопрос, изменил ли арендатор свой проект и прошел ли новую экспертизу, директор «Кумира» Антон Иванов ответил отрицательно. Но ведь смена функции означает, что дома будут использоваться не сезонно, а круглогодично. К тому же пожилыми людьми со слабым здоровьем. Их вряд ли можно поселить во «временные» домики. А в будущем арендатор может вернуться к проекту базы отдыха. Есть подозрения, что «дом престарелых» возник, чтобы обеспечить лояльность общественности.
Кумир суда и комитета
Противники стройки уверены, что в настоящий момент «Кумир» вообще не имеет права вести работы, так как договор аренды с ним был расторгнут еще в начале этого года. Причина – арендатор перестал вносить арендную плату. Апелляцию «Кумир», проигнорировав закон, подал спустя 4,5 месяца, но суд удовлетворил его ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Да и сама апелляция закончилась победой «Кумира»: комитет неожиданно согласился заключить «мировое соглашение» и признать договор действующим. После этого арендатор сразу приступил к реанимации проекта.
Андрей Фадеев, юрист и житель Токсова, сопоставив даты «побед» и возрождения активности «Кумира» и даты смены его учредителей и руководства, считает, что просто нашлись активные покупатели, под которых был реанимирован расторгнутый договор. Но, по его мнению, то, что договор признали действующим, спорно, ведь он стал недействительным в момент вступления в законную силу решения суда первой инстанции. Фадеев полагает, что основным аргументом мог стать денежный.
Директор «Кумира» Антон Иванов не смог ответить нам на вопрос, с помощью чего удалось восстановить пропущенные сроки, сказав лишь, что «так решил суд».
17 декабря активисты снова провели на месте стройки народный сход, на котором жители потребовали от комитета расторжения договора и подписали коллективные обращения в прокуратуру, Госэконадзор и правительство области.