На старой ГЭС запустят производство культурной энергии
Фото: ГЭС-2 на Москва-реке

На старой ГЭС запустят производство культурной энергии

24 декабря 2016 10:59 / Общество

Итальянские архитекторы открывают россиянам секреты магии машин

Окончание. Начало: 1,2,3.

Обзор европейского опыта приспособления объектов индустриального наследия мы завершаем сюжетом, близким рождественской сказке. Московский проект создания культурного пространства на базе заброшенной ГЭС опровергает расхожий тезис о том, будто западный опыт для России – что расческа для лысого. Сохранение памятника, блистательный проект от всемирно известного архитектора, финансовое участие просвещенного мецената и небывалые возможности творческой реализации для молодых – такие редчайшие для нас составляющие соединились в проекте российского фонда «Виктория – искусство быть современным» (V-C-A).

Итальянский акцент, витающий над московским Кремлем, создававшимся при участии Аристотеля Фиорованти, Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо, слышен нынче и на другом берегу реки – над старой гидроэлектростанцией, за преображение которой взялся архитектор Ренцо Пиано, автор парижского Центра Помпиду и еще трех десятков музеев по всему миру. Мотором масштабного предприятия, не уступающего самой ГЭС по части выработки энергии, стала Тереза Иароччи Мавика. Приехав в перестроечную Москву как молодой политолог, поучившись в экономической академии им. Плеханова, поработав в серьезной компании и преуспев в заключении крупных контрактов, сделала выбор в пользу культуры.

«Из политологии в искусство я пришла не случайно. Политикой занимаются те, кто живет сиюминутным. Если хочешь жить иначе, выбираешь культуру, что я и сделала», – объясняет Тереза. В 2003-м она руководит первой российской галереей, представившей западное искусство в Москве, а в 2009-м принимает предложение бизнесмена Леонида Михельсона создать фонд V-C-A и управлять им. Цель амбициозная: формирование институции, производящей наследие для будущего. Будучи отменным знатоком и ценителем культурного наследия,


Тереза полагает необходимым оставить свойственную и русским, и итальянцам привычку «паразитировать на своем прошлом» и думать о будущем, создавать новый культурный продукт, грамотно продюсировать современное искусство.


Фабрикой для производства такого продукта и призвана стать бывшая ГЭС (наряду с другой площадкой фонда – реставрируемым историческим зданием администрации порта в Венеции). «Я мечтаю создать не просто музейное или выставочное пространство, но общество, которое само рождает актуальное русское искусство, – говорит Тереза. – Без чьей-либо указки. Над этим работают все ребята из нашего фонда и приглашенные молодые специалисты. Постоянно им повторяю: это ваше будущее, ваша страна, ваши идеи, вы и должны сделать это. Возможны сложности в реализации, но для этих целей есть Леонид Викторович, есть я, наш опыт и знакомства с профессионалами, которые объяснят, как воплотить в жизнь самые смелые проекты, есть средства. А мечты бесценны, их нельзя купить».

Территория на Болотной набережной – это почти два гектара в самом центре. Здание ГЭС начала ХХ века – с большими арочными окнами и стеклянной крышей для освещения машинных залов, часами на шатровой башне, с четырьмя высокими узорчатыми кирпичными трубами над главным массивным объемом – будет со всей тщательностью сохранено. Сберегут и многие хранящие дух времени мелочи – как советский аппарат с газировкой или металлические шкафчики с щитками электрооборудования, которые приспособят для хранения одежды.

Будущее машинного цеха

«Мы ничего не убавляем и не добавляем к этой архитектуре, она прекрасна. Нужно только грамотно обеспечить новое предназначение, – продолжает Тереза. – Знаете, когда мы впервые вошли внутрь этого великолепного, полного света пространства, было ощущение, что ты оказался в соборе. Тут не нужен архитектор, который пришел бы сюда для самовыражения. Нужен тот, кто придет, чтобы выразить любовь к этому месту».

Таким архитектором стал Ренцо Пьяно, хотя поначалу казалось невероятным привлечь к проекту мастера такого уровня, просто обратившись к нему. «Когда он увидел электростанцию, чертежи и старые фотографии, проект его захватил. В историю Ренцо Пьяно уже вошел, и теперь выбирает только то, что ему нравится. Это не тот архитектор, которого в его 78 лет можно заманить деньгами или заполучить по рекомендации. Но сразу было понятно, что мы говорим на одном языке, – рассказывает Тереза. – К тому же и Ренцо, и Леонид Викторович (Михельсон) очень похожи. Оба любят процесс созидания, равнодушны к сиюминутному, модному – они не про тусовку, а про то, чтобы взять и сделать».

Леонид Михельсон не рассматривает этот проект как коммерческий. «Кто-то другой наверняка отстроил бы тут очередной торговый центр. Но Леонид решил вложить огромные средства, без получения каких-либо дивидендов, в создание культурной институции, где люди становятся частью целого, приучаются осознавать, что все вокруг общее, а не чужое. Это и называется быть гражданином», – заключает Тереза.


Территория ГЭС в силу специфики самого объекта десятилетиями оставалась закрытой. Вернуть ее городу, наполнив новыми смыслами, – ключевая задача реновации. Такой подход позволил заручиться поддержкой правительства Москвы.


С запада здание электростанции планируется скрыть, подняв уровень земли и высадив березовый лесок. Такая роща сделает воздух чище и оградит от шума извне и городской суеты. Чтобы задействовать реку (в том числе зимой, когда она замерзает), Ренцо Пьяно придумал, как по-новому связать строение и водную гладь, используя имеющуюся на набережной гранитную террасу. Гениальное решение нашлось и для громадных промышленных труб, они станут своего рода легкими, позволяющими правильно дышать возвращаемому к жизни зданию: дымоходы благодаря установке дополнительных турбин превращаются в устройство для циркуляции воздуха, служат естественной вентиляцией и снижению энергопотребления. И это не единственная заявка на звание столичного образца энергоэффективности, которое пророчат этому объекту.

Главный фасад наделяется функцией регулятора климата: он защитит внутренние помещения от холода, прикроет галереи от попадания прямых лучей света и с помощью солнечных батарей послужит производству энергии. Что позволит, помимо прочего, создать снаружи зимний сад. Кроме солнечной, проектируемый комплекс будет использовать энергию Москва-реки и собирать дождевую воду.

Проектные предложения архитектурного бюро Renzo Piano, вид на основной к корпус с запада, где будет высажена березовая роща

«Инновация промышленных объектов – довольно острый вопрос, поэтому проблема экологической устойчивости – ключевой элемент всего проекта ГЭС-2», – отмечает руководитель московского департамента культуры Александр Кибовский.

«ГЭС ассоциируется с магией машин, с мифом энергии, а теперь мы хотим, чтобы оно стало центром производства культурной энергии, – формулирует ключевую идею руководитель проекта и партнер архитектурного бюро Renzo Piano Антонио Бельведере. 

Расчищенный от оборудования и наполненный светом главный машинный зал превращается в центральный выставочный неф, соединенный с другими экспозиционными пространствами. Появятся лектории, творческие лаборатории, кафе и ресторан, площадки для концертов, подвесные пространства для перформансов, ландшафтный амфитеатр для мероприятий под открытым небом, театр – а в летнюю пору на его наружной стене, обращенной к роще, будут показывать кино.

Постоянные экспозиции, традиционное музейное бытование Терезе Мавике малоинтересны. Ее увлекают задачи иного порядка: постижение связей между настоящим и прошлым, развитие нового мышления.


Общество всегда немножко не догоняет искусство, и чтобы помочь им встать вровень, необходимо создать особую машину – этим в первую очередь и займутся на ГЭС-2, где основное внимание будет уделено образовательному процессу в самых разнообразных его формах.


После впечатляющего представления проекта на международном культурном форуме к Терезе Мавике обратилась наш ведущий специалист в области промышленной архитектуры Маргарита Штиглиц: «Нельзя ли привезти к нам в Петербург вашего замечательного мецената? У нас столько индустриальных памятников пропадает, а есть ведь настоящие жемчужины – ТЭЦ-5, например, на Октябрьской набережной, она такая красавица!..»

«Мы надеемся, что проект ГЭС-2 станет примером для какого-нибудь вашего петербургского Михельсона», – обнадежила, улыбнувшись, Тереза.

1 комментарий:

Я страстная похотливая сучка... Всё время хочу мужика, чтобы почувствовать между ног его горячий жезл. Просто схожу с ума от члена во рту и анального секса. Обожаю сексуальные игрушки и переодевания. Умею делать умопомрачительный массаж яичек ртом.
Хочешь посмотреть мои интимные фотки или отправить свои?
Пиши мне на ник NataliaSexy здесь: CEKC-POISK.GA
Жду ;-)

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close