Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Чувство снега

18 января 2017 11:55 / Общество

В конце года депутаты ЗакСа устроили разнос дорожным службам по итогам богатых на осадки ноября и декабря. В парламенте хотят пересмотреть нормативы и... снова начать посыпать дороги солью.

За последнюю неделю в Петербурге несколько раз мела метель и даже образовался уже привычный всем гололед, но чиновники до сих пор с содроганием вспоминают внезапный снег 7 ноября и все, что за ним последовало: за месяц количество осадков достигло толщины более метра – это треть от всего объема зимы 2010–2011 гг., которую коммунальные службы вспоминают с содроганием. «С улиц уже вывезено более 1,2 миллиона кубометров снега», – отчитались в Комитете по благоустройству. И отдельным «достижением» подчеркнули: двум начальникам автоколонн объявлен выговор, а один уволен. За то, что превысил допустимую концентрацию реагентов в дорожной смеси.

Отказ Петербурга от использования хлористых соединений при уборке дорог в 2015 году называли «маленькой коммунальной революцией». И хотя глобальные выводы делать пока рано, эксперимент в целом был признан удачным. Нынешней зимой декабре о реагентах внезапно заговорили снова, и не где-нибудь, а в комиссии по экологии и природопользованию петербургского ЗакСа.

«Зачем счищать снег, если его надо просыпать солью и он растает прямо на дороге? – недоумевал депутат-единоросс Сергей Купченко на заседании, где разбирали ситуацию с уборкой города. – А дальше метлами смели – и все! Ушло в канализацию!» Ответчиком выступал начальник управления комплексной уборки и содержания дорог Комитета по благоустройству Вадим Мизюкин. «Работаем в режиме военных действий», – объяснял он. Реальная зима началась на месяц раньше календарной, а снег шел наперегонки с дождем. Было бы проще, если бы держался хороший морозец, добавил Мизюкин, «мы бы мели и вывозили, мели и вывозили».


Слово в свою защиту дорожники подкрепили справкой: не хватает 650 единиц техники и 2230 дворников, а разница между финансовой потребностью и тем, что заложено в бюджете на 2017 год, составляет как минимум 4 млрд рублей, а максимум – 22 млрд.


По итогам разбирательства договорились создать рабочую группу для «обсуждения нормативов очистки территории города от снега». В профильном комитете идею поддержали, хотя, по словам источника «Новой» в ведомстве, отнеслись к ней скептически: «Если прописать дворнику, что он должен мести с удвоенной скоростью, разве сможет он от этого работать быстрее при тех же погодных капризах?»

Без закона не обойдется

Инициатор разговора о реагентах депутат Купченко беседовать с «Новой газетой» отказался. Зато входящий в эту же рабочую группу яблочник Михаил Амосов поделился мнением, что ей предстоит работать очень долго. «Мы тут можем гнать волну, как и положено депутатам, но за год-два ситуацию не изменить, – уверен он. – Нужно посмотреть зарубежную практику, свериться с федеральным законодательством». По мнению Амосова, одна из главных проблем дорожного хозяйства в зимний период – отсутствие контроля извне: «Те, кто занимается уборкой дорог, сами пишут себе все нормы и правила, и нет никакого механизма для вмешательства депутатов».

Чиновники, в свою очередь, ссылаются на опыт дореволюционного Петербурга, где чистота крыш и тротуаров лежала на совести домовладельцев. А сегодня получается, что проезжую часть и тротуары убирают дорожники, снег с крыш сбрасывают жилищники, а из дворов и подъездов осадки выметают управляющие компании. В результате часто получается, что на свежеубранную улицу скидывают глыбы льда, о которые прохожие ломают ноги, а по документам улица приведена в порядок.

В теории эту проблему должны решить Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга, вступившие в силу с 1 января 2017 г., в которых прописаны требования к содержанию объектов благоустройства. В числе прочего документ требует от Жилищного комитета убирать и вывозить снег, сброшенный с кровель домов, «не допуская образования скользкости», а от управляющих организаций – самостоятельно вывозить снег в установленные места.

«Но чует мое сердце, что без отдельного городского закона тут не обойдется», – резюмировал Амосов.

Непреодолимая сила

В 2014 году эксперты российско-финского проекта CliPLivE опубликовали доклад «Геологические и экологические риски Санкт-Петербурга». По данным специалистов, количество жидких осадков в северной столице за последние годы увеличилось на 35% (иными словами, все чаще c неба падает непонятно что вместо красивых снежных хлопьев).


Опрошенные «Новой» экологи подтверждают: изменения климата всерьез учитываются европейскими странами при ведении коммунального хозяйства. Но было бы слишком просто списать все ЖКХ-неурядицы на глобальное потепление.


«Есть районы, из которых никаких жалоб практически не поступает, – заверили «Новую» в Комитете по благоустройству. – Но наша главная боль – центр города. Из двухсот петербургских центральных улиц только на семи запрещена парковка, все остальные забиты транспортом. Приходится на эвакуаторах перемещать припаркованные машины, а после уборки возвращать транспорт на место. Ювелирная работа!»

Чтобы полностью очистить таким образом Малую Посадскую, по словам дорожников, потребовалось 12 часов. А на следующий день улицу снова занесло снегом.

Отдельной проблемой в ведомстве называют тротуары. Три миллиона квадратных метров их общей городской площади можно убрать только вручную, «ручники» – удовольствие дорогое. Согласно все той же справке, предоставленной в ЗакС, на содержание одного такого работника уходит 45 тысяч рублей в месяц. Но не спешите обрывать телефон отдела кадров – на руки петербургский дворник получает значительно меньше, остальное уходит на отчисления, спецодежду и инвентарь.

Качество жизни

Сфера ЖКХ одна из немногих, где россияне традиционно единодушны в оценке работы властей. Справедливости ради, в «нормальных» странах тоже ругают коммунальщиков. Практически каждый год снегопады парализуют Осло (город, находящейся с Петербургом на одной злополучной 60-й широте). Оригинальные решения ищут и не находят в Стокгольме: здесь пытались наладить уборку улиц по принципу гендерной корректности (сначала тротуары и остановки, которыми пользуются женщины, а затем автотрассы – территорию мужчин). Эксперимент едва не закончился транспортным коллапсом.

На официальном сайте администрации Хельсинки размещены часто задаваемые вопросы про уборку снега, где о форс-мажоре говорится открыто. «Во время обильного снегопада главные магистрали и улицы с общественным транспортом должны убираться постоянно, что задерживает уборку жилых улиц», – предупреждают власти Суоми.

Петербургские дорожники тоже делают попытки общаться с населением. На странице профильного комитета они разместили карту, по которой можно следить, в каких районах сейчас работает техника. Кроме того, они не устают напоминать, что отказ от соли в прошлом сезоне горожане восприняли с воодушевлением – и в кои-то веки благодарили «за воздух без реагентов» и «белый город».


«Еще в 2014 году мы участвовали в утверждении «Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга», – вспоминает председатель правления Экологического союза Семен Гордышевский. – Главным приоритетом в документе сделали понятие, позаимствованное у Запада: «качество жизни горожан». И одним из важнейших его составляющих указано состояние городской среды...»


Но пока что «маленькая коммунальная революция» воспринимается как эксперимент. Для того, чтобы она стала нормой жизни, нужны дополнительные ресурсы, обновление парка, дисциплина, продуманная кадровая политика, четкое взаимодействие между структурами, которые отвечают за уборку города. Может быть, тогда коммунальным службам не придется каждый зимний сезон проводить в режиме спецоперации.