«Такая разная война…» – кому сейчас нужна она?
Люди, которые ежегодно 9 Мая выходят на уличное шествие с портретами своих родных, погибших на войне, написали о них книгу
По следам акции «Бессмертный полк» в Петербурге в январе вышел сборник военных писем, личных документов и фотографий, а главное – рассказов о буднях фронтовиков и блокадников. Материалы для книги предоставили сами участники «Бессмертного полка» – дети и внуки солдат, не вернувшихся с войны. Издание представили в Центре чтения Российской национальной библиотеки накануне очередной годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
«Идея такой книги давно витала в воздухе, оставалось лишь воплотить ее в жизнь, – рассказала одна из инициаторов проекта, генеральный директор издательства «Северная звезда» Маргарита Тоскина. – Не было проблем со сбором материала: каждый день мне на электронную почту приходило по несколько писем. Все сразу я читать не могла, потому что над каждым плакала. Никогда и нигде – а я много лет работаю в издательстве – я не встречала столько боли, любви и искренности. Эта книга отличается от множества произведений о войне и о блокаде не только своим детальным описанием фронтового и блокадного быта, но именно пронзительностью изложения – как люди жили, как они выживали».
Писем с историями, фотографиями и документами из семейных архивов набралось не на одну книгу, а на три. Но издана пока всего одна и то исключительно за счет издательства «Северная звезда».
«Мои сотрудники работали над книгой бесплатно, – добавляет Маргарита Тоскина. – Причем трудились в нерабочее время, мы потратили около 150 тысяч рублей на тираж в 500 экземпляров, но это ничтожно мало».
По одному экземпляру подарили авторам на презентации издания 25 января. Несколько томов скоро уйдут в главные городские библиотеки: РНБ, Центральную городскую публичную библиотеку им. Маяковского, Президентскую библиотеку, библиотеку имени Ленина, несколько – в Музей обороны и блокады Ленинграда и в Музей Ольги Берггольц. Однако создатели проекта мечтают, чтобы такая книжка была в каждой школьной библиотеке Петербурга.
Авторы издания – участники «Бессмертного полка» – на презентации неоднократно повторяли, что «Такая разная война…» адресована не тем, кто уже начитан и наслышан о событиях 40-х годов прошлого века, а тем, кто только начинает что-то узнавать о войне и о блокаде.
«Здесь сконцентрировано самое точное и самое честное знание, которое можно получить о том тяжелом времени для нашей страны и нашего народа; все написано ровно так, как было, – подытожила одна из соавторов Елена Ключко, дочь Нины Шургаевой – медсестры в блокадном Ленинграде. – Наш труд ради правды и ради памяти важен уже не нам, мы и так это знаем и помним, и даже не нашим детям, многие из них тоже сидят сегодня в зале, это важнее нашим внукам, чтобы они знали и помнили».
«Внучка одной моей знакомой, 15-летняя девочка, в силу разных обстоятельств учится в Амстердаме, – рассказала один из инициаторов проекта, дочь Даниила Гранина Марина Чернышова. – На днях она звонила бабушке и рыдала в трубку. В школе девочка выступила с сообщением о жизни в блокадном Ленинграде, говорила о том, что ей лично довелось прочесть, узнать, услышать, а ей никто из сверстников не поверил… Я тоже вспомнила: когда мой отец с Алесем Адамовичем собирали материал для «Блокадной книги», меня эта тема не интересовала вообще. Казалось, война, блокада – это где-то давно, далеко… Юность, легкость – мысли были совсем о другом. Но каждый раз, когда папа и Адамович делились впечатлениями о том, как им удалось уговорить кого-то рассказать о повседневной жизни в блокадном городе, я в себе неожиданно обнаруживала совершенно новые чувства – сопереживание, желание соприкоснуться… А недавно нас с отцом пригласили на постановку эпизода из «Блокадной книги» (по дневнику Юры Рябинкина) в Свято-Владимирскую школу при Новодевичьем монастыре. После просмотра Даниил Александрович спросил у постановщика, почему он выбрал для спектакля именно эту литературную основу. И режиссер изрек удивительную вещь: «Мы хотели поставить что-нибудь о чуде». Понимаете, в каждой семье есть истории о таких чудесах, о чудесных спасениях, о том, что, когда уже никаких надежд не остается, вдруг происходит чудо, и оно дарует жизнь.