Ахматова стала звучать еще острее
Фото: Пресс-служба музея

Ахматова стала звучать еще острее

23 января 2017 16:13 / Культура

Фонтанный Дом встречает 2017 год новым проектом «Петроград 1917» и открытыми чтениями

«Я полюбила вас, Анна Ахматова», – цветаевская сточка написана черным фломастером на желтой штукатурке у ворот, ведущих в Шереметевский сад. Да и сама арка с Литейного проспекта, сквозь которую надо пройти, чтобы попасть в сад и в музей, разрисована граффити цитатами из классики и стихов собственного молодежного сочинения. В арке на старом штукатурном слое стены проявился один из самых известных портретов Ахматовой – фотография Моисея Наппельбаума. На стрит-арт, созданный архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья», деньги собирали всем миром. И это тоже в духе музея, который был воссоздан в 1989 году как коммуналка с общей кухней, квартира, где соседка могла прикрепить записку на дверь к другой соседке – Ахматовой с просьбой посидеть с малышом.

Этот сад и этот дом соединяют литературу и историю, по саду и дому прокатился двадцатый «век-волкодав». Нина Ивановна Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, постоянно говорит о том, как этот дом, эта часть города были важны для Ахматовой. Впервые она поселилась здесь в квартире востоковеда Владимира Шилейко в 1917 году и прожила до 1920-го. Эти годы дали ей внутренний сильнейший импульс размышлений – что принесли они России, как повлияли на страну.

Нина Попова // Фото: nlr.ru

Ахматова вновь пришла сюда уже в квартиру Пунина и с перерывом на эвакуацию прожила в Фонтанном Доме до 1952 года. Именно здесь возникла «Поэма без героя», именно здесь Ахматова читала близким друзьям стихи «Реквиема». Именно здесь, уже на нашей с вами памяти, у подъезда, ведущего к квартире номер 44 – квартире Пунина и Ахматовой, – были установлены первые в Петербурге таблички проекта «Последний адрес».

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме встречает 2017 год новым проектом «Петроград 1917. Исторический календарь», идея которого принадлежит историку Юлии Кантор и поддержана университетом Комитета гражданских инициатив. Весь 2017 год в музе каждую последнюю среду месяца будут проходить свободные лекции петербургских и московских ученых, посвященные различным социально-политическим и экономическим событиям 1917 года. 12 лекций прочтут 8 петербургских и 4 московских ученых – с 25 января по 27 декабря 1917 года. Лекции завершатся круглым столом «100 лет спустя. Итоги».

Среди лекторов – профессор Университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича Владлен Измозик, автор знаменитых книг «Глаза и уши режима» (о политическом контроле за населением советской России с 1918 по 1928 год) и «Черные кабинеты» (об истории российской перлюстрации); Александр Калмыков, кандидат исторических наук, заведующий научно-экспозиционным отделом Музея политической истории, один из авторов новой экспозиции музея «Революция в России 1917–1922»; Борис Колоницкий, доктор исторических наук, профессор Европейского университета в Петербурге.

Презентация проекта «Петроград 1917. Исторический календарь» в музее Анны Ахматовой

Последнюю лекцию цикла прочтет Василий Христофоров, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН, тот самый Христофоров, который еще совсем недавно в чине генерал-лейтенанта был начальником Управления регистрации и архивных фондов ФСБ и в числе других четырех высокопоставленных чиновников указом Путина 28 ноября минувшего года был освобожден от занимаемой должности. Объясняли это официально тем, что чиновники достигли предельного возраста, но подлинная причина – эти люди, находясь на госслужбе, позволили себе стать членами Российской академии наук. Научные работы Христофорова, всегда ратовавшего за рассекречивание связанных с репрессиями документов, высоко оцениваются учеными, занимающимися этим периодом отечественной истории.

Первая лекция состоится уже в эту среду, 25 января. Ее прочтет Юрий Пивоваров, научный руководитель Института научной информации по общественным наукам РАН, доктор исторических наук, политолог. Тема – «Революция как предчувствие. Государство и общество между надеждой, отчаянием и реальностью».

Интерес к проекту музея и Комитета гражданских инициатив оказался столь огромным, что в музее поняли – всех желающих на первую встречу не вместить, регистрация была закрыта буквально в считаные часы – Малый зал музея и даже галерея «Сарай», куда предполагалось вести трансляцию, не вместят всех. Откликнулись коллеги через площадку – Музей Театрального искусства в среду выходной, и поэтому готов предоставить свой Белый зал – тот самый, о котором идет речь в «Поэме без героя».


В этом году музей в Фонтанном Доме решил не проводить летнюю Ахматовскую конференцию, а устроить открытые чтения, которые Нина Попова анонсировала еще в декабре, на встрече с Адамом Поморским, председателем польского ПЕН-клуба, ученым, переводчиком Ахматовой и Мандельштама.


«Ахматова сейчас стала звучать еще острее, глубже и интереснее. Взять, например, записные книжки Ахматовой и читать с комментариями. Мы планировали этот цикл на 2017 год, но так вышло, что фактически мы начали его в декабре. Становятся очевидными разные ракурсы интереса к Ахматовой в разных кругах общественного сознания: Дмитрий Быков работает над новой книгой, Алла Демидова только что выпустила свою книгу. Молодые кинематографисты из Москвы работают над сценарием нового фильма об Ахматовой. Вызывает интерес масштаб ее личности, способность поэта к сопротивлению, ее размышления о прошлом России, ее поэтическое существование в пространстве вечной жизни.

Поморский шесть лет назад издал полное собрание сочинений Ахматовой, переведенное им самим на польский, он перевел все ее стихи, кроме одного, того, где «любит кровушку русская земля» – стихотворения 1921 года «Не бывать тебе в живых…», написанного после расстрела Гумилева. «Я не могу это перевести, больно», – сказал Поморский.

За минувший год в музей стало приходить в пять раз больше молодежи – такие данные приводит заместитель директора музея по развитию Анна Соколова. Музей создал собственную волонтерскую команду, вернее, команда пришла сама и убедила музейщиков: «Вы нам нужны, потому что мы хотим быть с вами и нам быть с вами интересно и важно». Музей в сотрудничестве с петербургским режиссером Яной Туминой придумал и воплотил проект «Один на один» – выставку и спектакль в белом шатре в Шереметевском саду – о подростках, о жизни и смерти, созданный по текстам подростков из соцсетей. Потом Яна и художники Творческой мануфактуры ПТХ создали спектакль-квест по книгам Стругацких, когда подростки попадали на странный полигон, в разные ситуации выбора, и каждый решал, как ему быть, что выбрать: например, быть ли прогрессором, отключать ли Башни, зомбирующие людей. Музей приютил у себя и проект «О себе наискосок», когда подростки петербургских школ сами создают спектакль о себе на основе собственных интервью.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Вход в Шереметевский сад открыт допоздна, и допоздна светятся окна в музее, по саду разгуливают три рыжих музейных кота, а у ящика для буккроссинга почти всегда кто-то перебирает книги.

***

В рамках открытых Ахматовских чтений уже прошла встреча с американским ученым Яковом Клоцем – об истории передачи на Запад и публикации в тамиздате «Реквиема» в Мюнхене в 1963 году и о восприятии Ахматовой русской эмиграцией. 31 января – встреча с Анджеем Метковским – известным польским журналистом, переводчиком русской литературы, в прошлом участником польского правозащитного движения. В Польше в его переводах читают Бродского, Набокова, Цветаеву, Пастернака, Бунина. В начале 1990-х в Париже Метковкий записал интервью с Юзефом Чапским о его встречах с Керенским, Ремизовым, Камю, Мережковским, Гиппиус, Ахматовой. В планах музея – встреча с последним литературным секретарем Анны Ахматовой писателем Анатолием Найманом.