Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Богу не нужна недвижимость

28 января 2017 18:22 / Общество

Около трех тысяч человек собралось в субботу на Марсовом поле в Петербурге. На этот раз говорили не только о будущем Исаакиевского собора, церковном или светском, но и требовали отставки губернатора Георгия Полтавченко.

Оппозиционные политики предлагали Смольному одну за другой разные формы протеста на Марсовом поле. В митинге Комитет по законности и порядку отказал сразу, сославшись на акцию Национально-освободительного движения (НОД) в то же время, на том же месте. Следом за митингом организаторов завернули и с формой Гайд-парка, которая по закону вообще не требует никаких согласований: все из-за того же НОДа. Встреча с депутатами, как и 13 января, во время первого стихийного схода, оказалась единственно возможной законной формой протеста, но и накладывала ограничения: были запрещены усилители звука, партийная символика, политические плакаты.

Со сцены к горожанам (по оценке полиции – две тысячи, по оценке организаторов – около пяти) обращались Борис Вишневский ("Яблоко"), Максим Резник и Оксана Дмитриева ("Партия роста"), Алексей Ковалев ("Справедливая Россия"), Андрей Пивоваров (ПАРНАС). Услышать политиков было трудно уже в третьем ряду от импровизированной сцены: запрещенные микрофоны оказались бы очень кстати. Но петербуржцам хватало общения между собой: Исаакий стал для них объединяющим началом. Горожане пересказывали друг другу историю собора, доказывая, что он никогда не принадлежал церкви, возмущались вопиющими высказываниями некоторых федеральных политиков, в частности Петра Толстого, который обвинил противников передачи собора РПЦ.


«Евреями не рождаются, евреями становятся», – пошутил кто-то из собравшихся, намекая на то, как бездарные действия и бестактность власти объединили город.


Участники встречи, несмотря на запрет, держали плакаты "Не укради", "Христа на РПЦ нет", "Богу не нужна недвижимость" и другими. Организаторы раздавали желающим синие ленточки – символ градозащитного движения. Кто-то принес гигантский желтый воздушный шар, на котором изобразили прорези для глаз и рта, напоминающие акцию Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Похожие шарики поменьше получали и участники встречи.

Но один лозунг, который прозвучал со сцены, несмотря на отсутствие громкоговорителей, услышали все. Может быть, потому, что все его ждали: "Полтавченко – в отставку".

Единодушное "в отставку!" прокатилось по Марсову полю. В этот момент на соседнем митинге (в ста метрах тусовались около ста одобренных Смольным активистов Национально-освободительного движения) заиграла громкая музыка, ровно для того, чтобы заглушить раскатистое «в отставку!». Там граждане с черно-оранжевой символикой требовали вывести Россию из-под внешнего влияния и довольно по-хамски отшивали и журналистов, и забредших «либералов», которые пытались завязать диалог. Несколько мужчин пели, и их далеко не идеальные голоса усиливали мощные (разрешенные) колонки. Противники передачи собора церкви старались не обращать внимания на эту группу. «Лучше не ходите туда, там собрались наши оппоненты», – интеллигентно предупреждали они друг друга.


Чуть более общительными оказались православные активисты из движения "Сорок сороков" в количестве десяти человек, которые размахивали плакатами "Богу – богово, храмы – церкви". К ним подходили противники передачи собора, и у них завязывались спокойные диалоги.


"Люди должны иметь возможность бесплатно посетить храм", – убеждал молодой человек женщину, заглянувшую с другой площадки Марсова поля. "Я ходила на службу в Исаакий и видела, как мало там молящихся! Церковь не сможет содержать храм!» – парировала она. "Еще не проработаны детали передачи собора церкви. Все будет рано или поздно", – защищал решение губернатора молодой человек. Почему детали не проработали раньше, он не знал. «Но вы же видите, что нас в сотни раз больше!» – продолжала убеждать его женщина. "Большинство не всегда право", – тихо и, может быть, впервые в жизни ответил православный активист.

Комментарий

Даниил ГРАНИН, писатель:
– Я против того, чтобы передавать Исаакиевский собор РПЦ. У нас церквей хватает на количество верующих. Посмотрите, переполнены церкви только в церковные праздники: Рождество, Крещение, Пасха… Зачем рваться обязательно что-то еще захапать? Во всем мире есть музеи – бывшие церкви или бывшие соборы. Так? В Риме, в Париже, в Берлине… На каком основании Исаакиевский собор нужно передавать РПЦ?

На основании принятого в 2010 году федерального закона.

– Я не хочу заниматься этой политикой, историей, казуистикой. Я рассуждаю как обычный горожанин, как обыватель. Я обыватель. Михаил Пиотровский (директор Государственного ЭрмитажаРед.) – кстати, очень хороший историк, всё знает – тоже против передачи собора церкви. Я не историк. Я житель города. Я привык к тому, что Исаакиевский собор – музей, бывшая церковь. Почему нет? Бывают бывшие соборы. Это совершенно не значит, что он обязательно должен действовать. А во дворцах тоже должны поселиться опять цари? Мне надоела нестабильность нашей жизни. Надоела! Сейчас здесь сберкасса, а через неделю – парикмахерская, а еще через неделю – фотоателье. Надоело мне это! У нас ничего постоянного не стало в жизни!