«Мы не знаем, чем обернется такая помощь»
История с изъятием детей из семьи Дель стала поводом для встречи петербургских приемных родителей с чиновниками Комитета по социальной политике.
Сегодня в городе более полутора тысяч детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, живут в детских учреждениях. Никто не заинтересован, чтобы это число увеличивалось. С этого тезиса и начался разговор в Центре помощи семьи и детям. Однако конфликты, которые уже не первый раз случаются между семьями и органами опеки, наносят удар по самому институту приемной семьи.
«Раньше ко мне на работе относились с уважением, старались всячески помочь. А теперь смотрят как на человека, который берет детей ради заработка», – объяснила одна из пришедших на встречу мам.
В Петербурге ежемесячная выплата на ребенка под опекой – чуть более 10 тысяч рублей, а зарплата приемного родителя – чуть более 9 тысяч, то есть ни о каких сверхдоходах нет и речи.
Впрочем, дело не только и не столько в необоснованных подозрениях, сколько в страхе потерять детей.
«Здесь собрались самые смелые, – констатирует Лика Железняк, психолог центра помощи и сама приемная мама. – А многие родители боятся обращаться к специалистам и даже к врачам».
«Я испытываю страх, потому что у меня дети с ДЦП, и синяки у них постоянно, в том числе могут быть и на попах», – признается многодетная мама Мария Эрмель.
В последнее время приемные мамы начали учить детей, как отвечать на вопросы посторонних, и делятся между собой опытом взаимодействия с органами опеки. Поэтому распоряжение председателя Комитета по социальной политике Александра Ржаненкова до 1 апреля организовать проверку в семьях с пятью и более приемными детьми всех насторожило.
«Мы бы так не реагировали, если бы все не совпало с делом семьи Дель», – признает председатель совета движения «Петербургские родители» Лада Уварова.
Встречу организовали, чтобы успокоить приемных мам и восстановить их доверие к органам власти. По словам зампреда комитета Елены Фидриковой, проверки, которые просил провести комитет, плановые: семьи, где есть опекаемые дети, проверяют дважды в год. В Петербурге 17 семей, где более пяти приемных детей: они чаще других могут оказаться в сложной ситуации и к ним нужен неформальный подход. Но акты проверок зачастую выглядят так, будто написаны под копирку.
Чиновники призвали мам делиться проблемами, но, судя по реакции, большинство к этому не готово. Ведь нет никакой гарантии, что жизненные принципы сотрудника опеки и проверяемой семьи совпадут на сто процентов.
Форма акта проверки утверждена Министерством образования, но оценки внешнего вида подопечных или степени «удовлетворенности базовых потребностей» могут быть весьма субъективны. Например, длинные волосы у мальчика можно расценить как неопрятность, а отсутствие фруктов или йогуртов – как нарушение права на здоровое питание. Разумеется, это не повод для изъятия ребенка из семьи, но приемные мамы признаются, что в ситуации, когда четких критериев нет, и формальный, и неформальный подход к проверкам одинаково пугают.
Светлана Дель с детьми // Фото: instagram.com
Конечно, есть и другая сторона медали. В подписанном Ржаненковым письме упоминается о случаях жестокого обращения с опекаемыми, выявленными в разных регионах страны. Но кроме физического насилия, может быть и психологическое, которое зачастую оказывается не менее опасным. «Вот реальный случай. Девочка пишет письмо в органы опеки о том, какая она нехорошая и что надо лишить ее права на замечательную семью, в которой она живет. Там нет побоев, но девочка «выпадает» из семьи, это разрушает ее психику», – говорит директор Дома милосердия Владислав Никитин. И добавляет, что родители иногда переоценивают свои силы – пятый (или шестой, или седьмой) ребенок оказывается непосильной ношей. При этом и сами приемные родители говорят, что большинство их детей отличается от своих домашних сверстников – на то, чтобы залечить полученные ранее травмы, уходят годы. Зачастую они ведут себя так, что даже у опытных мам опускаются руки. Мамы жалуются, что не все сотрудники опеки понимают особенности их детей – как тогда говорить о грамотном сопровождении? И многие боятся просить о помощи, потому что не знают, чем обернется...
Впечатления приемных родителей о встрече оказались разными. Кого-то она успокоила, кого-то нет. Но хорошо уже то, что была достигнута договоренность о продолжении диалога. Потому что если нет доверия, люди будут прятать свои проблемы. И возможность им помочь будет упущена.