Право на ускорение
Слушания по Исаакию продолжились на месяц раньше срока. Без участия губернатора, но с новым очевидным месседжем: решение о передаче собора не принято, а значит, и оспаривать тут нечего.
13 марта Смольнинский районный суд Петербурга на месяц отложил заседание по иску депутата Бориса Вишневского и группы правозащитников, собираясь привлечь другие заинтересованные стороны – Георгия Полтавченко, Комитет по культуре и Минкульт. Но вечером следующего дня судья Татьяна Матусяк вынесла новое определение: незамедлительно продолжить процесс.
Возможно, поэтому из заявленных третьих лиц на суд 15 марта успел явиться только директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров в сопровождении юриста. Последний тут же попросил отложить заседание и дать время ознакомиться с иском. Ходатайство об отсрочке прислал по факсу и Борис Вишневский, который на заседание приехать не успевал. Суд к этим просьбам не прислушался.
Нечего обсуждать
Еще в январе 2017 года Борис Вишневский и Павел Шапчиц пытались повлиять на судьбу Исаакия через суд Василеостровского района. Тогда в иске им было отказано, а 6 марта Городской суд подтвердил это решение в апелляционной инстанции.
На заседании 15 марта выяснилось, что копия решения внезапно оказалась на столе у судьи Матусяк. Этот документ и стал причиной того, что стороны снова увидели друг друга так скоро.
«Само по себе распоряжение Комитета имущественных отношений решением о передаче имущества не является, поэтому прав и законных интересов истцов не нарушает», – зачитала судья отрывок из обретенного документа. И со ссылкой на решение коллег предложила прекратить производство и по текущему делу.
«По вашей цитате, на слух, очень сложно сформировать правовую позицию», – возразил Павел Шапчиц. Оказалось, что сами истцы о существовании апелляционного решения не знали и с текстом его незнакомы.
Рассудив, что одного дня для этого будет достаточно, судья объявила перерыв до 16 марта.
Павел Шапчиц (слева) в суде // Фото: Серафим Романов
Глубокое удовлетворение
Уже в коридоре Шапчиц пояснил «Новой», что иски, которые были поданы в Василеостровский и Смольнинский суды, существенно отличаются. В первом случае никто не оспаривал факт наличия у Комитета имущественных отношений письма от РПЦ (а его, как теперь выяснилось, ведомство не получало). Кроме того, в первом иске попросту не участвовали Екатерина Кузнецова и Сергей Бакешин.
«Не очень понятно, откуда в материалах дела появилось это апелляционное определение, – поделился впечатлениями Бакешин. – Происходит что-то странное и не вполне законное».
По словам истцов, они намерены обратиться в Конституционный суд с просьбой уточнить ту часть федерального закона 327-ФЗ, где речь идет о праве граждан оспаривать в суде кейсы, подобные Исаакию. Такую возможность закон предусматривает, но не дает конкретных разъяснений.
А по соседству с правозащитниками комментарии давал и Николай Буров, получивший накануне «устное задание» рассчитать сроки переезда экспонатов из Исаакиевского собора: «Новое место еще не определено. По нашим подсчетам, потребуется около 188 рабочих дней. Есть приблизительная стоимость... Она достаточно велика, и нужно изыскивать на это средства».
На вопрос, чего он ждет от проходящего судебного процесса, директор Исаакия усмехнулся: «Хочу испытать чувство глубокого удовлетворения».