Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сколько кошек в темной комнате

13 марта 2017 20:02 / Судебная хроника

В истории с Исаакиевским собором все больше нестыковок и противоречий. И отвечать за них в суде придется губернатору Полтавченко.

13 марта Смольнинский районный суд Петербурга начал рассматривать объединенный иск к Комитету имущественных отношений (КИО) со стороны депутата ЗакСа Бориса Вишневского и правозащитников Павла Шапчица, Сергея Бакешина и Екатерины Кузнецовой. Группа истцов оспаривает распоряжение ведомства от 30 декабря 2016 г. – единственное предъявленное общественности правовое основание для передачи Исаакиевского собора РПЦ. Но с правовой основой, кажется, не задалось с самого начала, а крайним во всей этой истории может стать петербургский градоначальник.

В интересах...

Под резонансный процесс в здании на ул. Моисеенко отвели крошечную пятиметровую комнату, в которую всех журналистов и сочувствующих вместить так и не удалось. Теснота с лихвой окупилась интригой: в первом же ходатайстве истцы попросили привлечь к процессу в качестве заинтересованных лиц руководство музея «Исаакиевский собор», Московскую патриархию, Комитет по культуре Санкт-Петербурга и Минкульт.


«Суд полагает необходимым представить на обсуждение еще одну кандидатуру – губернатора Санкт-Петербурга», – неожиданно подключилась судья Татьяна Матусяк.


Против участия Георгия Полтавченко никто возражать не стал. Но привлекать других третьих лиц ответчику (комитету) показалось излишним. Логика такая: КИО не вправе возлагать какие-либо обязанности ни на религиозную организацию, ни на министерство, а значит, их интересы в текущем процессе никак не затрагиваются.

В ответ на это Борис Вишневский указал на текст оспариваемого распоряжения, где обязанности, возложенные на федеральные структуры, описываются самым конкретным образом. Так, музей «Исаакиевский собор» должен предоставить информацию о своих коллекциях и фондах, а РПЦ – заключить с ним договор о передаче этих коллекций. Сам комитет указан в документе как ответственный за то, чтобы «определить возможность изъятия объекта (Исаакиевского собора.Прим. авт.) из оперативного управления». Примечательно, что по последнему пункту решение должно было быть принято до 1 марта текущего года.

«Хотелось бы узнать, каковы результаты вышеуказанной работы, – попытался истребовать эти сведения Павел Щапчиц. – Ведь если возможность «изъятия» собора не была установлена, то тогда и наше заседание теряет смысл...»

Судью, однако, этот момент не смутил, и в таком ходатайстве истцам отказали.

Призрачное обращение

«Никакого обращения от РПЦ по поводу Иcаакиевского собора в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга не поступало», – заявил в продолжение слушаний представитель ведомства. И тем самым подтвердил слова вице-губернатора Мокрецова, который еще в январе объяснял, что комитет лишь подготавливает почву для будущего запроса.

На прямой вопрос суда, что же тогда послужило основанием издать то самое распоряжение, представитель комитета произнесла пространную речь, суть которой сводилась к следующему: документ не стоит воспринимать как прямое поручение о передаче собора церкви. Это лишь некий ни к чему не обязывающий план действий. А то, что комитет его выпустил, так это работа у него такая.


«В таком случае существует ли в природе хотя бы какой-то документ за подписью РПЦ, исходя из которого было принято решение о передаче Исаакия? И можно ли его увидеть?» – не отступала группа истцов.


«Так, может, обращение поступило не в комитет, а к губернатору?» – вопросительно посмотрела судья на представителя КИО. Такой вариант ответчика явно устраивал. «Поскольку оспариваемое распоряжение было издано на основании обращения религиозной организации, пусть даже и не в адрес комитета, о его истребовании мы не возражаем», – согласились в ведомстве.

На этой многообещающей ноте суд объявил перерыв до 17 апреля. Потребуется время, чтобы оповестить всех допущенных третьих лиц, включая градоначальника.

Под занавес на процессе был озвучен еще один документ из материалов дела – это ответ самого губернатора на коллективный запрос депутатов ЗакСа. В нем Георгий Полтавченко сообщает, что и к нему никаких писем от руководства РПЦ не поступало. 

В кратчайшие сроки

Не успели правозащитники зафиксировать определенные подвижки в деле отстаивания музейного статуса Исаакия, как без предупреждение последовал ответный удар: 14 марта директор ГМП «Исаакиевский собор» Николай Буров получил от Комитета по культуре «устное задание» оценить сроки, в которые он готов освободить помещение.

В сообщениях СМИ называлась и конкретная дата – 16 апреля (то есть аккурат к православной Пасхе). Совпадение или нет, но срок этот истекает ровно за день до второго судебного заседания в Смольнинском городском суде, где ответчик (Комитет по имущественным отношениям) обещал явить миру пресловутое обращение от РПЦ.

Сам Николай Буров комментировать тревожные новости отказался. Однако в разговоре с депутатом ЗакСа Борисом Вишневским опроверг информацию о полученных конкретных указаниях и сроках.

«Никаких распоряжений ему никто не давал и давать не мог, – пересказал «Новой» слова директора музея Вишневский. – Бурова попросили определить минимальные сроки переезда музейного фонда на случай, если решение о передаче Исаакия будет принято. А сам он попросил впредь подкреплять такие просьбы официальными бумагами».

В музейном сообществе Петербурга тоже не поверили в озвученные прессой сроки. Как никак, речь идет о более чем 26 тысячах единиц хранения.

«Это настолько невозможно, что даже не хочется верить, что какие-то взрослые люди могли принять подобное решение, – прокомментировал «Новой» секретарь Союза музеев России Иван Корнеев. – Существует закон, регулирующий передачу предметов, внесенных в музейный фонд России. Начнем с того, что на это требуется согласование Министерства культуры, затем необходимо провести тендер... В общей сложности весь процесс может занять годы. Не говоря уже о том, что если нарушить инструкции, половина экспонатов может быть растрачена по дороге».

* * *

Федеральный закон №327-ФЗ четко устанавливает порядок передачи религиозным организациям имущества, находящегося в государственной собственности. Основанием для такой процедуры может стать только письменное заявление (в данном случае – от РПЦ). Если такой документ в деле так и не появится, можно считать, что распоряжение комитета и все последующие за ним действия изначально не могли иметь юридической силы.

Но это по закону. Пока же спрогнозировать развитие событий депутат Вишневский решился только нетленной цитатой из Конфуция: «Трудно найти кошку в темной комнате, особенно если ее там нет».

P. S. Вечером 14 марта стало известно, что заседание Смольнинского районного суда по Исаакию переносится с 17 апреля на 15 марта. Оно состоится на месяц раньше срока, которое суд установил для оповещения появившихся в деле заинтересованных лиц. Новость появилась на официальном Telegram-канале Санкт-Петербургского городского суда.