Штормовое предупреждение
Политические тучи сгущаются над парламентом Петербурга. До «идеального шторма» еще далеко, но многих уже укачивает, а некоторых даже тошнит.
До сих пор не прояснилось положение помощников депутатов от оппозиции, которых проверяет аппарат ЗакСа после митинга в субботу. Между тем депутаты от «Единой России» готовы к новым репрессивным мерам – лишь бы заткнуть оппозицию.
«Любая информация о политике, кроме некролога, это очень хорошо, – поделился мудростью спикер парламента Вячеслав Макаров. – Плакаты приходят и уходят, а деятельность человека должна оставлять свой след».
Пока Вячеслав Серафимович философствовал о следе в истории, активистов Наталью Сивохину и Дмитрия Негодина волокли во второй отдел полиции. Их задержали у Мариинского дворца с плакатами «Ангелы и демоны Законодательного собрания», на которых в виде мифических персонажей был изображен спикер Макаров. Так Сивохина и Негодин откликнулись на давление на помощников оппозиционных депутатов, которое началось после митинга на Марсовом поле. Заявление на активистов накатал сотрудник аппарата парламента – начальник отдела контрактной службы финансово-бухгалтерского управления Кирилл Саулькин. Он посчитал, что полковника Макарова плакаты могут оскорбить. «С нами все в порядке, – написала позднее Сивохина в соцсетях. – В отличие от В. С. Макарова, у которого, похоже, сложновато с чувством юмора и самооценкой».
Депутаты и другие неравнодушные горожане уже несколько дней протестуют против административного преследования помощников парламентариев, в отношении которых аппарат ЗакСа затеял служебную проверку. Результатом проверки станет ответ на вопрос, нарушали ли помощники закон о госслужбе тем, что посетили Марш в защиту Петербурга в прошлую субботу.
Похоже, что администрация парламента пошла ва-банк и выискивает даже самые абсурдные поводы для конфликтов.
Так, к началу заседания в среду помощница Оксаны Дмитриевой (Партия роста) Ольга Яковлева не смогла пройти в парламент, потому что накануне вечером работала там до восьми вечера, тогда как правила внутреннего распорядка требуют от них покидать ЗакС к восемнадцати часам. Пока депутаты разбирались с правами своих помощников, они опоздали на заседание, после чего Макаров в весьма безапелляционной манере, которая стала уже традиционной, в микрофон их отчитал.
Оксана Дмитриева заявила, что в истории российского парламентаризма давление на помощников депутатов еще не использовалось для политической борьбы. Она рассказала, что вскоре оппозиция подаст в прокуратуру заявление о нарушении руководством ЗакСа 17-й и 18-й статей закона «О государственной гражданской службе».
Между тем ситуация вскрыла проблемы, о которых раньше не говорили вслух. Они возникают преимущественно у помощников, оформленных по гражданско-правовым договорам. Так, Максим Резник пожаловался, что на одного такого сподручного приходится около 20 тысяч рублей зарплаты, но, например, в январе отчеты по их договорам просто не принимали. В таких случаях депутаты изыскивают деньги помощникам в собственных кошельках.
Уже на следующем заседании «Единая Россия» со своими сторонниками из ЛДПР (они, как настоящие партнеры, всегда единодушны в голосованиях) могут принять новый законопроект, который еще более ограничит оппозицию. Так, по задумке единороссов, оппозиция больше не сможет брать перерыв без согласия большинства в парламенте – то есть без согласия «Единой России». Дело в том, что на прошедшем скандальном заседании Оксана Дмитриева и ее товарищи по несчастью попросили объявить перерыв, во время которого провели брифинг, где рассказали о гонениях на их помощников и о нетерпимой ситуации, сложившейся в стенах парламента. И хотя идея с разрешением большинства на перерыв немного напоминает то, как в школе учителя требуют, чтобы дети публично просились выйти в туалет, Вячеслав Макаров новеллу уже поддержал.