Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Снова храм, и снова в сквере

2 мая 2017 19:18 / Общество / Теги: строительство, церковь

В Металлострое появится первая церковь при 300 подписях «за» и 1200 «против».

24 апреля в администрации Колпинского района прошли общественные слушания по вопросу строительства православного храма в рекреационной зоне на берегу озера. Главный вопрос противников строительства – как удастся разместить церковь с парковкой на площади 280 кв. м без самоприхвата дополнительной территории – остался пока без ответа.

Проект храма прихода Вознесения Христова в поселке Металлострой – типичный пример «диалектического» метода градостроительных согласований, когда этап «обсуждать еще нечего, ничего еще не решено» незаметно для всех переходит в «обсуждать уже нечего, все давно решено». Почему-то – без промежуточного этапа.

Конфессия по дефолту

Начиная с 2011 года, когда в сквере напротив дома № 14 по улице Богайчука появился закладной камень будущей церкви, местная администрация заявляла, что он символизирует лишь появление в поселке храма как такового, необязательно именно здесь. Однако уже в 2014 году колпинская администрация начала работу по переводу участка 0,5 га в зону деловой застройки, а в 2015-м депутат Заксобрания от «Единой России» ЕленаКиселева(она представляет колпинцев и в нынешнем созыве) провела в закон «О зеленых насаждениях общего пользования» поправку о выводе из сквера 560 кв. м. И хотя по генплану эти 5,6 сотки по-прежнему остаются в рекреационной зоне ТР-2, «условно разрешенный» вид использования участка теперь допускает строительство храмов. (Правда, лишь при условии проведения общественных слушаний. Но их результаты, как известно, носят рекомендательный характер.)

Далее оказалось, что нынешний глава администрации поселка Металлострой Андрей Васаженко еще в 2011 году задумал разместить культовое сооружение именно здесь. Причина – вид на будущую церковь со стороны Невы, где находится диспансер для детей с тяжелыми заболеваниями: по его мнению, им было бы приятно любоваться из своих окон на храм. Аргумент о больных детях, пусть даже высказанный не детьми и не их родителями, обескураживает.

Но есть и более прозаические причины выбора именно этого сквера, и они прозвучали на прошедших слушаниях. Оказывается, альтернативный вариант размещения храма (а он был, и не один) потребовал бы проведения публичных торгов, на что администрация района никак не могла пойти. По словам главы района Анатолия Повелия, «тогда поучаствовать в них смогли бы и мечеть, и синагога», и теоретически смогли бы победить православную церковь. А в данной территориальной зоне участок можно предоставить без торгов, по решению администрации, что гарантирует выбор в пользу РПЦ.


«Ничего себе получается многоконфессиональное государство! – комментирует лидер инициативной группы защитников сквера Анастасия Широкова. – Представитель муниципальной власти открыто говорит о градостроительных преференциях в пользу одной из конфессий».


Аргументы и сомнения

Аргументы представителей церковного прихода сводятся к тому, что непосредственно в Металлострое пока нет ни одной церкви, место выбрано по многочисленным просьбам верующих и прихожан, да и «исторически церкви всегда строились в самых красивых местах, на берегах озер» (как сказал специалист по правовому обеспечению прихода церкви Вознесения Христова).

Что верно, то верно: в 2014–2015 гг. усилиями местных жителей в прибрежной части сквера была устроена зона отдыха с площадкой для мини-футбола, ледовой горкой, игровой зоной для детей, скамейками, причалом для ловли рыбы, посадками деревьев и т. д. В дальнейшем эти объекты попытались перенести подальше по ул. Богайчука, но многие жители по-прежнему предпочитают гулять именно здесь.

Общая территория сквера очень большая (9 га), и строительство небольшого храма в ее «дикой» части, возможно, не вызвало бы столь бурных протестов. Однако приход настаивает именно на благоустроенной зоне.

Насчет отсутствия церквей в Металлострое – все так, но лишь потому, что ближайшие храмы, находящиеся на расстоянии 1,5–2 км, оказываются уже на территории другого муниципального округа – Усть-Ижора. «К тому же мы никогда не замечали, чтобы они были переполнены», – говорит Анастасия Широкова.

Что касается формулировки «по просьбам верующих», то она не слишком корректна. Анатолий Повелий на слушаниях сообщил, что к ним поступило 300 подписей в защиту строительства храма именно в сквере на Богайчука. «А нами собрано 1200 подписей против», – парировали его противники. На что глава района предложил перестать мериться подписями. Стоит добавить, что во время сбора подписей против стройки активисты часто слышали мнения, что люди выступают «за храм в поселке, но категорически против его строительства на этом месте». Сколько же жителей Металлостроя действительно высказались за храм именно в сквере на берегу озера, оценить не представляется возможным. Во всяком случае, настоятель прихода о. Сергей Бондарчук не смог ответить на вопрос, сколько людей числится в его приходе.

Как не удалось получить ответы и на другие вопросы. Например, специалист по правовому обеспечению прихода объявил, что церкви потребуется лишь два парковочных места, но затруднился ответить, исходя из каких нормативов он это высчитал. «По моим представлениям, – считает Широкова, – по существующим нормам их должно быть не меньше 16». Это очень важный момент. Дело в том, что по существующему градостроительному регламенту участок в зоне ТР-2 может быть застроен капитальными сооружениями лишь наполовину. Таким образом, застройке подлежит только 280 кв. м из 560. Парковка тоже относится к капитальным сооружениям. При столь малой площади участка вычет даже двух парковочных мест будет ощутимым, а вычет шестнадцати и вовсе съест всю территорию под церковь.

Вопрос о деньгах неуместен?

Депутат Киселева, может, и вывела бы для храма кусок побольше, но согласно ПЗЗ при площади сквера до 20 га застраивать разрешается не более 0,05%. Возникает логичный вопрос: каким образом здесь поместится храм? А точнее, не попробует ли застройщик прихватить себе дополнительную территорию? При существующих параметрах, честно говоря, без этого не обойтись. Даже с учетом того, что приход планирует компенсировать недостачу горизонтали за счет вертикали: здание будет 25 метров в высоту.

Сославшись на отсутствие проекта, застройщик пока что затруднился говорить и о площади сооружения, и о точном количестве машино-мест, и о возможности прокладки инженерных коммуникаций. «А если, когда проект будет готов, окажется, что через сквер коммуникации проложить нельзя?» – спросили из зала. «Тогда территория вернется обратно государству», – ответил Повелий.

Наконец, был задан и вопрос о деньгах. Сколько уже собрано на строительство? (Храм будет строиться на средства прихожан.) Хватит ли этого, и не превратится ли храм в долгострой? Глава администрации назвал эти вопросы «некорректными». Опять все та же диалектика: задавать вопросы или слишком рано, или слишком поздно. Когда же будет вовремя?

Противники стройки подготовили по итогам слушаний замечания, основное из них – возражение против строительства как такового. «При этом мы понимаем, что помешать стройке, скорее всего, не сможем, – вздыхает Анастасия. – Тяжело бороться с агрессивным административным ресурсом. Но мы будем отстаивать свою позицию. Сейчас нам остается только ждать проекта, внимательно изучать его и следить, чтобы все действовали по закону».