Сколько верст от мысли до мысли?
Вице-губернатор Владимир Кириллов направил главам районных администраций рекомендательное письмо, советуя организовать подписку. Рекомендация не возымела действия: система такова, что гасит любые благие порывы.
У нас от мысли до мысли пять тысяч верст.
Князь П. А. Вяземский
Пока живы библиотеки, культура не погибнет.
Д. С. Лихачев
В марте 2015 г. редакция журнала «Звезда» получила письмо от работников школьных библиотек Петроградского района, которые заинтересованы комплектовать фонды журналами «Звезда», «Нева» и др. «Материалы, публикуемые в этих журналах, позволяют оперативно знакомить педагогов и учеников старших классов гимназий и школ с современным литературным процессом, эссеистикой и критикой, новыми переводами. [...] Для учителей-историков чрезвычайно интересны и ценны публикации уникальных исторических материалов», – написали нам библиотекари.
Я познакомил с этим письмом вице-губернатора Владимира Кириллова. Он сделал все, что мог, в пределах своих полномочий. Направил главам районных администраций рекомендательное письмо, советуя организовать подписку. Почему рекомендация не возымела действия – отдельный вопрос. Система такова, что гасит любые благие порывы.
Будем справедливы: петербургские толстые журналы при всей катастрофичности общей ситуации находятся в лучшем положении, чем московские. Городская администрация журналы поддерживает. Другое дело, что гранты, получаемые по программе социально значимых проектов, не решают наших финансовых проблем.
Но все это абсолютно ненормально. Журналы должны издаваться прежде всего на средства подписчиков.
Не будем повторять многократно сказанное. Роль толстых журналов совершенно точно обозначена в письме петроградских методистов. Смысл письма можно органично распространить на весь круг читателей. Интернет с его хаотичностью и отсутствием критериев не заменяет толстый журнал с его ясно структурированной картиной сегодняшнего культурного процесса.
Судьба журналов прочно связана с судьбой российских библиотек, плотная сеть которых еще недавно цементировала единое культурное пространство страны, сокращая расстояние «от мысли до мысли». В российской провинции библиотеки часто являются единственными культурными центрами.
С начала 90-х годов главными подписчиками журналов стали библиотеки. В середине 90-х – не самое легкое время – тираж «Звезды» составлял 13 тысяч экземпляров, что вполне хватало для самоокупаемости. У библиотек были деньги, и они исправно подписывались на журналы.
Быть может, читатель потерял интерес к журналам? По данным научно-методического отдела Российской национальной библиотеки, в 2015 г. читателями было востребовано более 500 тысяч журналов. Сайт «Звезды» ежегодно посещает порядка 150 тысяч пользователей. Журнальный зал в интернете – сотни тысяч посещений. Но для того, чтобы журналы были в интернете, они должны выходить в бумажном варианте. Только бумажный вариант приносит доход и дает возможность журналам существовать.
Что же происходит с тиражами? Проблема проще пареной репы.
24 декабря 2014 г. президент РФ утвердил «Основы государственной культурной политики». В этом документе, получившем силу закона, органам государственной власти вменяется в непременную обязанность «сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности. [...] Усиление роли таких организаций культуры как музей, библиотека, архив, театр. [...] Сохранение библиотек как общественного института распространения книги и приобщения к чтению, принятие мер по модернизации их деятельности».
Причем в преамбуле к «Основам» сказано: «Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Усвоим: сохранение библиотек есть один из элементов стратегии национальной безопасности. И это совершенно справедливо. Искусственно насаждаемое невежество, когда в стране «от мысли до мысли пять тысяч верст», никогда и нигде не способствовало мощи державы.
Закон требует сохранять и развивать библиотечную систему. Но тут вспоминается горестная жалоба одного сильного лидера – императора Николая I: «Россией правят столоначальники».
К моменту подписания президентского указа, на декабрь 2014-го, в стране была 44 381 библиотека (включая 724 библиотеки Крыма). А к 1 января 2017-го их осталось 42 748. То есть за два года число массовых библиотек в России уменьшилось на 1633.
Такое вот «сохранение библиотек как общественного института», такая вот «стратегия национальной безопасности», о которых пишет Министерство культуры в утвержденной правительством библиотечной стратегии.
В России ежегодно закрывается от 700 до 800 массовых библиотек. Главным образом сельских, в том числе детские. Закон предписывает их сохранять, а столоначальники решительно уничтожают.
При этом, по данным научно-методического отдела РНБ, более 40% провинциальных библиотек не имеет выхода в интернет. На телевизор в смысле культуры тоже надежды мало.
15 февраля 2016 г. в ответ на мой запрос я получил письмо из дирекции РНБ, в котором, в частности, говорилось: «В 2014 г. Минкультуры само отказалось от 350 млн руб. на комплектование библиотек, что подтверждается письмами Т. Г. Нестеренко (Минфин) и замминистра культуры Н. А. Малакова (отказ от средств)».
Итак, началось последовательное удушение библиотек. Особенно провинциальных – главных наших подписчиков.
Будем гадать – куда делись тиражи журналов?
21 июня 2015 г. петербургский уполномоченный по правам человека Александр Шишлов, ознакомившись с ситуацией и сделав резонный вывод, что нарушаются права граждан на получение культурной информации, запросил Министерство культуры и получил исчерпывающий ответ.
Статс-секретарь заместитель министра Г. П. Ивлиев сообщил в официальном письме от 30.07.2015: «В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2015 г. и плановый период 2016–2017 гг." на статью расходов, предусматривающую предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации финансовых средств на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований, включающих также подписку на литературно-общественные журналы, предусмотрено 45 млн руб.». И далее, после различных ссылок на статьи законов, статс-секретарь дает журналам совет: «Таким образом, заинтересованные в подписке своего издания средства массовой информации должны самостоятельно взаимодействовать с библиотеками в части продвижения своего продукта на рынок библиотечных услуг, что, в свою очередь, коррелируется с требованием законодательства РФ в сфере защиты конкуренции».
Этот замечательный текст «в свою очередь коррелируется» с известной формулой Ленина: «Формально правильно, а по существу издевательство». Владимир Ильич сам был великий мастер демагогии и казуистики и знал, что говорил…
В 2015 году, когда статс-секретарь давал нам благие советы, в России была 43 271 общедоступная библиотека. И если разделить 45 миллионов рублей на это количество, то получится, что на каждую приходится одна тысяча и тридцать девять рублей. И при этом замминистра, он же статс-секретарь, предлагает нам «продвигать свой продукт на рынок библиотечных услуг». А на какие деньги библиотеки будут оказывать нам эти услуги? На тысячу рублей в год?
Беда не только в безденежье библиотек. Их, как я уже писал, уничтожают физически. А с ними уходят и необходимые сегодня нашей культуре толстые журналы, сокращается книгоиздание.
Бумажная культура, насчитывающая тысячи лет, с папирусов начиная, не может и не должна исчезнуть в одночасье. Бумажная и электронная культуры будут сосуществовать еще долго, если не всегда, дополняя друг друга. Когда появится мифическая общероссийская электронная библиотека – никто ответить не может. И охваченных «административным восторгом» (Достоевский) высокопоставленных чиновников никто не уполномочил устраивать «культурную революцию». Наоборот. Закон запрещает им это. Но… Россией правят столоначальники.
Расстояние «от мысли до мысли» стремительно расширяется. Культурное пространство теряет единство и перестает выполнять объединительную функцию, необходимую для существования государства.
Что происходит в нашем богоспасаемом Отечестве, сограждане?
Яков ГОРДИН