Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Памятник за рубль, хлопот на миллион

10 июля 2017 08:55 / Общество

Помогут ли программы льготной аренды спасти ветшающие объекты наследия? Успешный финиш обеспечит только честный старт – информация по проблемным лотам должна быть полной, объективной и доступной до объявления аукциона.

Государство не справляется с содержанием и реставрацией памятников – из 160 000 объектов культурного наследия России только 15% находится в удовлетворительном состоянии. Ежегодная потребность в финансировании оценивается в 400–500 млрд, а это более чем вдесятеро превышает предусмотренное федеральным бюджетом. В Петербурге свыше 9000 памятников, скольким из них по состоянию можно поставить «неуд», в КГИОП точно не знают. За составление такого перечня взялись лишь теперь, когда Смольный объявил о внедрении схем, призванных привлечь для спасения наследия внебюджетные средства, по аналогии с московской программой «Памятник за рубль». Насколько эффективен столичный подход и стоит ли его слепо копировать, разбиралась «Новая».

Уравнение с кнутами и пряниками

Дискуссии о том, как сделать сохранение и реставрацию объектов культурного наследия (ОКН) привлекательными для бизнеса, тянутся не одно десятилетие. Рецепт за это время вроде бы вполне сложился: эксперты прописывали льготное кредитование для инвесторов, работающих на сохранение памятников, частичное возмещение им затрат, отказ от НДС и другие преференции. Но государство, похоже, все еще не готово к комплексному решению такой задачи и по-прежнему предпочитает административные методы грамотной экономической стратегии. Вице-губернатор Игорь Албин, например, заявил недавно о необходимости обязать инвесторов реставрировать памятники по аналогии с тем, как их обязывают возводить социальные объекты.


«В среде чиновников стало модно «понуждать к благотворительности», ссылаясь на классические лозунги «Родина в опасности» и тому подобные, – замечает на это руководитель практики по недвижимости и инвестициям частного адвокатского бюро Дмитрий Некрестьянов.


«К сожалению, социальная ответственность бизнеса понимается не как создание рабочих мест и оплата налогов, то есть вклад в реальную экономику, а еще и как бескорыстное и ничем не обусловленное желание бизнеса за свой счет решать те вопросы, с которыми чиновники сами не справились. Юридических оснований для идей вице-губернатора, конечно же, нет, и подобные заявления тем более печально слышать от людей, призванных в силу занимаемой должности показывать пример законопослушности и эталона “честной игры”».

О предлагаемых Смольным новых механизмах привлечения инвесторов к сохранению ОКН губернатор Георгий Полтавченко доложил в апреле, выступая перед депутатами городского парламента. Это закон о налоговых льготах на имущество организаций за крупные инвестиции в объекты наследия (касается собственников региональных и муниципальных зданий – объектов культурного наследия, если в их восстановление вкладывается не менее 500 млн рублей в течение трех лет – тогда льгота будет действовать три года; при затратах свыше 1 млрд руб. – на пять лет). Прежняя, действовавшая с 2009 года версия, ставила более жесткие условия (не менее 700 млн – льгота на 1 год, свыше 3 млрд – на три), но этим предложением никто так и не воспользовался. Теперь в Смольном рассудили, что облегченный вариант вызовет у бизнеса интерес. Хотя и новая редакция вызвала критику. Так, депутат Оксана Дмитриева указала на отсутствие бюджетно-экономического обоснования и неопределенность круга потенциальных получателей таких льгот.

Одна из самых удивительных «приманок для инвестора» – Александровские ворота Охтинских пороховых заводов

Чтобы закон работал в интересах наследия, депутат Алексей Ковалев считает необходимым распространить льготы лишь на работы по консервации и реставрации, исключив «приспособление для современного использования», – потому что именно под этой маркой зачастую происходят сносы, надстройки и прочие действия, влекущие утрату подлинности. Доводы коллеги поддержал и депутат Борис Вишневский, приведя в пример Дом Рогова: его под предлогом приспособления снесли целиком, неужели таким инвесторам еще и налоговые льготы предоставлять? Для таких случаев, полагает Вишневский, необходимо закрепить в законе автоматическое лишение льгот при нарушении законодательства. Но в окончательную редакцию (будет задействована с налогового периода 2018 года) предложения Ковалева и Вишневского не вошли, ограничились возможностью лишить права на льготу «по решению суда».

Другой представленный губернатором механизм закреплен в законопроекте «О фонде креативных пространств». Согласно этому документу, арендная плата рассчитывается с коэффициентом 0,01 (то есть составит 0,1% от рыночной ставки), если здание приводится в порядок и не менее 70% площадей используется арендатором или субарендатором для оказания услуг в области архитектуры, дизайна, научных исследований, творчества, искусства, образования и развлечений. На таких условиях город готов предоставить помещения общей площадью 200 000 кв. м. В прилагаемый перечень вошли такие объекты, как Дом Брюллова на Кадетской линии, 21, пустующее здание оборонительной казармы в Кронштадте (ул. Восстания, 7), два здания на территории Апраксина Двора (Садовая, 28–30, корпуса 54 и 55) и многострадальный особняк Игеля на Каменноостровском пр., 58–60.

Третий механизм – «аренда за рубль». Соответствующий городской закон власти рассчитывают принять до конца текущего года, за образец решено взять московскую программу «Памятник за рубль», запущенную с 2012 года.

Дом Вяземского на Каменноостровском проспекте, 58-60 // citywalls.ru

Ударники капиталистического труда

Правила таковы: находящийся в неудовлетворительном состоянии объект выставляется на аукцион, с победителем заключается договор на 49 лет, он должен провести необходимые ремонтно-реставрационные работы (на них отводилось пять лет, но затем решили увеличить до семи), пока они не завершены, действует зафиксированная на аукционе ставка аренды, затем – льготная, 1 рубль за квадратный метр в год. Арендатор может использовать здание по своему усмотрению (за исключением жилья, производств и складов), в том числе сдавать в субаренду. Разумеется, требуется соблюдать закон – ничего не сносить и не строить, не изменять предмета охраны. В Москве за время действия программы передали инвесторам 19 объектов, на девяти из них работы уже завершены, более чем в половине случаев – с опережением срока. Мотивация ударников капиталистического труда понятна: чем скорее поспеют, тем раньше настанет льготная аренда.

«Некоторые вообще за год управились, и такое стремление поскорее выйти на льготную аренду приводило к снижению качества, нарушениям закона и даже переделкам на уже сданных объектах, – говорит один из основателей Архнадзора, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Константин Михайлов. – Из удачных примеров могу вспомнить оранжерею XVIII века в Лефортове (она же – Военно-фельдшерская школа). Там были просто голые стены, без декора и интерьеров, вот с таким памятником справились».

Рассуждая о плюсах и минусах московской программы, Константин Михайлов полагает необходимым распространить на включаемые в программу объекты все строгие правила научной реставрации (соответствующий документ подготовлен рабочей группой Министерства культуры по реформированию реставрационной отрасли).

Списали на троечку

Наработки питерских чиновников по внедрению аналогичной практики в северной столице представили на Совете по сохранению культурного наследия. Игорь Албин оценил их критически: «У вас роль статистов – взяли и полностью переписали московский опыт! – попенял вице-губернатор. – Да и столичные итоги не впечатляют – всего 19 объектов за пять лет. А где ваши предложения, что делать с восемью сотнями петербургских аварийных зданий?»

Откуда взялась такая страшная цифра, непонятно. Например, два года назад обследование территорий «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия» выявило только один аварийный дом, в отношении еще 20 констатировало признаки аварийности отдельных конструкций.

Согласно докладу главы КГИОП Сергея Макарова, в Петербурге готовы включить в программу 49 объектов. Список формировали на основе предложений районных администраций. Критериев отбора, похоже, не задавалось – в сборную солянку чего только не накидали. Ушаковские бани, Царскосельский павильон железной дороги в Пушкине, расселенный по ветхости еще в начале нулевых двухэтажный Дом Степанова на ул. Константина Заслонова и даже полуразрушенные Александровские ворота Охтинских пороховых заводов (кому они могут приглянуться и для какой надобности – большой вопрос, к тому же чиновники пока даже не знают, кому этот объект принадлежит). Есть несколько деревянных зданий – например, двухэтажный дом усадьбы Львовой в Петергофе, по которому еще два года назад КГИОП заказывал историко-культурную экспертизу, призванную обосновать никчемность этой исторической постройки (снять с охраны). Другой деревянный собрат – из усадьбы Гана, главного архитектора Петергофа середины XIX века. Многие годы простоял расселенным, в 2012-м районное отделение ВООПИиК выступило с отчаянным предложением – поселить здесь какую-нибудь семью, чтобы следила за домом, пока власти решат, что делать дальше. Разместили предложение в сети, пообещав взять на себя переговоры с чиновниками и все хлопоты по оформлению бумаг, – от желающих отбоя не было, среди претендентов сыскались даже потомки Гана. Но муниципальные власти инициативу не поддержали, и из районной администрации поступил вердикт: «Здание невозможно приспособить под социальные цели», поэтому будет продано на торгах, а предварительно надлежит разработать проект планировки территории. Но пристроить этот дом до сих пор так и не удалось.

Из объектов, представляющих куда больший интерес для потенциальных инвесторов, в список попали Дом Вяземского и здание механической мастерской Ветцера (Каменноостровский пр., 58–60, литера В) – вместе с упомянутым выше Домом Игеля эти здания еще в 2008-м были переданы для реконструкции под гостиницу одной из самых влиятельных в Петербурге строительных компаний, но та в итоге отказалась от проекта и вернула городу изрядно обветшавшие за эти годы памятники.

Чтоб сказку сделать былью

По словам председателя КИО Александра Семчукова, по объектам программы будут заключаться договора на льготное обеспечение электроэнергией, водой и прочая. Неплохое подспорье. Но следует учитывать, что изначально аренда может обойтись в весьма существенную сумму. В столице, например, как рассказала сотрудник Москомнаследия Юлия Логинова, в среднем на каждый объект претендовало шесть-семь заявителей, стартовая цена повышалась в 11 раз, а на последнем аукционе подскочила аж в 130. Такой интерес можно объяснить еще и тем, что в Москве к отбору объектов подходили, похоже, более вдумчиво – в основном в программу включались относительно небольшие по площади здания без «архитектурных излишеств» или каких-то затейливых интерьеров, с весьма привлекательным местоположением. Например, особняк на Большой Полянке (285 кв. м) ушел с годовой арендной ставкой свыше 22 млн, в Волховском переулке (660 кв. м) – 11 млн, на Пречистенке (960 кв. м) – 87 млн с лишним, а выполненный из чугуна и дерева симпатичный остановочный трамвайный павильон начала прошлого века (39 кв. м) – 3,7 млн, при вчетверо меньшей стартовой цене, арендатор намерен использовать его под магазин.


«Программа «Аренда за рубль» касается объектов в неудовлетворительном состоянии, затраты на восстановление которых настолько существенны, что ни бюджету, ни инвесторам в обычном порядке это не интересно.


В целом идея этой программы – именно спасение памятников в ситуации, когда никто не хочет в них вкладывать, – заключает Дмитрий Некрестьянов. – С учетом того, что все работы на таких объектах регулируются федеральным законом №73-ФЗ, вопросы их предоставления скорее носят процедурный характер и призваны повысить привлекательность таких проектов, не более. На мой взгляд, пять лет – очень маленький срок для работ по восстановлению, с учетом состояния этих объектов и процедуры, которую требуется соблюсти для получения разрешительной документации. Из предложенных к включению в петербургский список объектов некоторые весьма интересны своей локацией, но любой бизнес будет учитывать их состояние и необходимые затраты и очень тщательно считать экономику, именно она и определит спрос. Чтобы программа стала привлекательной, городу было бы правильно по каждому объекту провести историко-культурную экспертизу по установлению предметов охраны (что именно не подлежит изменению и должно быть восстановлено) и подготовить хотя бы укрупненные сметы затрат на реставрацию, а также сделать эти результаты общедоступными до объявления аукционов – тогда, мне кажется, участвовать в них будут реальные интересанты, оценившие свои возможности».

Москва, Настасьинский пер., 8. За право стать арендатором этого дома боролись 6 претендентов, по итогам аукциона стоимость годовой аренды составила 82,2 млн руб. (при стартовой цене 13,6 млн)

Обсуждаемая программа, напомним, касается только тех памятников, что состоят в казне Санкт-Петербурга. Те, что находятся в федеральной собственности, также могут быть предоставлены в аренду на льготных условиях в рамках аналогичной программы, запущенной подведомственным Минкульту Агентством по управлению и использованию памятников. В нее, в частности, попали форты Кронштадта, один уже ушел с молотка.

О том, как работает федеральная программа, и какие проблемы обнажил первый для нас аукцион, «Новая» расскажет в следующем материале рубрики «Культурное наследие как ресурс развития Петербурга».

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.