Падение Дома Агафонова
Пока жильцы полуобрушившегося дома № 57 по Каменноостровскому проспекту ютятся в маневренном фонде, а владелец ремонтируемой квартиры сидит под домашним арестом, городские и районные власти начали игру в стрелочника.
Субботним вечером 22 июля стены квартир дома № 57 по Каменноостровскому проспекту неожиданно начали рушиться, двери заклинило, а пол на третьем этаже провис. Кошка Маруся первой почувствовала неладное.
«Она запрыгнула на подоконник и заорала не своим голосом, – рассказывает Анна Никифоренко, которая живет на третьем этаже, прямо над квартирой, где идет капитальный ремонт. – Стали рушиться стены, пол просел и диван поехал. Над моей головой потолок затрещал так сильно, что я попрощалась с жизнью. Двери заклинило, я взобралась на подоконник и стала звать на помощь. Потом спасатели выбили дверь и помогли выйти».
В квартире на четвертом этаже дома комнату снимал Андрей Лештаев. «Я работал за компьютером, ждал начала матча «Зенит» – «Рубин», и вдруг услышал громкий треск, – делится он впечатлениями. – По потолку и стене поползла большая трещина. Я попытался выйти из комнаты, но дверные косяки разъехались и дверь не открывалась, пришлось выбить ее плечом. В коридоре весь пол был в осыпавшейся штукатурке. Потом я выломал дверь в комнате пожилой соседки и вывел ее в парадную. На третьем этаже уже стояли жильцы. Мы вошли в квартиру, там в стенах были огромные трещины, пол провис, казалось, все вот-вот обвалится. Мы освободили еще одну бабушку из дальней комнаты, она не могла выбраться сама».
Кроме МЧС, на место происшествия прибыли сотрудники полиции, прокуратуры и Следственного комитета. Также к дому № 57 приехал замглавы района Андрей Цибиногин. Спасатели подставили подпорки под оставшиеся перекрытия и эвакуировали из дома 24 жильцов. Всего без крыши над головой осталось 30 человек.
Потолок одной из квартир дома №57
В нашем доме поселился замечательный сосед
В 2015 году квартиру № 24 на втором этаже доходного дома И. Д. Агафонова купил предприниматель Александр Свиридов. Свиридов – генеральный директор компании «Базис», занимающейся строительством и дизайном офисов. Как стало известно «Новой», по результатам закрытого конкурса Свиридов заключил договор купли-продажи с Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в лице АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга». По условиям сделки покупатель становился владельцем квартиры только после завершения капитального ремонта, ориентировочно в октябре 2017 года.
Жительница квартиры № 25 Анна вспоминает о непростых отношениях обитателей дома с новым соседом: «С конца прошлого лета и почти всю зиму мы страдали от холода – внизу выставили все окна и срезали батареи. Мы остались без тепла и все переболели, одна пожилая женщина лежала два месяца в больнице с пневмонией. После жалобы в администрацию окна вставили, но пеной не залили. Приходили люди из администрации, сказали, что температура в квартирах в норме, хотя было не больше 15 градусов».
Ваше жилье – ваши проблемы
Поздним вечером в субботу Анна вместе с кошкой осталась на улице. Ее и остальных жильцов на автобусе привезли в районную администрацию, где сказали, что трещины в стенах – их проблемы. Представители ГУЖА сразу заявили потерпевшим, что максимальная помощь, которую им окажут, – расселение в маневренный фонд. Позже оказалось, что в предоставленных квартирах из мебели есть только кровати, нет ни холодильника, ни посуды. «Так и сказали: если вы рассчитываете получить какую-то компенсацию, забудьте, мы вам ничего не должны, это ваша частная собственность», – говорит Анна. Свою комнату она купила по ипотеке и должна за нее больше миллиона рублей. В страховке есть пункт о стихийных бедствиях, а о разрушении перекрытий дома в ходе ремонта ничего не сказано. «Мало того, что я потеряла жилье, я еще и в долгах», – рассказала женщина.
Адвокат Ольга Кривонос считает, что все претензии в данном случае нужно предъявлять к «причинителю вреда», который затеял масштабную перепланировку.
Но если выяснится, что администрация, имея в собственности это помещение, позволила сносить несущие стены, то это может сулить «интересные судебные перспективы».
«Необходимо знать условия договора. Обычно в таких случаях иски подаются к собственнику, но если последний сумеет доказать, что вред наступил в результате действий иных лиц, к примеру подрядчиков, то сможет избежать ответственности», – сказала адвокат.
Жилье из маневренного фонда в которое предложено переехать владельцам разрушенных квартир
Кто в доме хозяин?
В Фонде имущества СПб, который выступает продавцом квартиры от имени Жилищного комитета, подтвердили, что жилье все еще принадлежит городу и находится в ведении ГУЖА Петроградского района. Кроме того, пресс-секретарь фонда пояснила, что заказчик проекта – покупатель квартиры. Но адвокат Свиридова Николай Полянский рассказал «Новой», что Фонд имущества сам предложил его клиенту фирму «Архинж», которая, помимо разработки проекта, должна была осуществлять надзор за строительными работами.
В фонде эту информацию опровергают. «Единственное наше требование – чтобы у фирмы была лицензия», – пояснили в акционерном обществе.
Однако в районной администрации считают собственником квартиры Свиридова. По мнению работников ГУЖА, к истории с ремонтом и обрушением они не имеют отношения. «Квартира № 24 находится в собственности частного лица, которое занималось ремонтными работами. Частичное обрушение произошло по причине нарушений при производстве строительных работ и отступления от принятых проектных решений», – рассказали в районной пресс-службе. Районные власти уже заказали экспертизу, которая должна установить причины деформации перекрытий.
Версия Свиридова
Уже 25 июля Александра Свиридова задержали в рамках уголовного дела по статье 216, ч. 1 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ». На следующий день суд отправил его под домашний арест. Адвокат Николай Полянский настаивает, только строительная экспертиза сможет установить причину обрушения. По словам его доверителя, работы выполнялись в соответствии с планом, согласованным с городскими властями. «Какой смысл Свиридову нарушать условия проекта, который он с таким трудом согласовывал? – говорит Полянский. – Государственные органы тоже ответственны за это помещение. Это под их контролем проводится реконструкция. Мой доверитель утверждает, что с февраля работы в квартире приостановлены».
Кроме того, по словам подсудимого, квартира № 13 на первом этаже, купленная другим лицом на тех же условиях, находилась в аварийном состоянии, пол в ней прогнил, подвал под ним затоплен. Где находится владелец этого помещения и какие работы он в нем производил, выясняет следствие. Перекрытия обеих квартир были признаны аварийными еще в 2007 году, сообщили «Новой» в администрации района.
Свиридов отрицает, что снес в квартире № 24 несущую стену. «Зачем мне сносить единственную несущую стену в квартире, где я собираюсь жить?» – говорит он.
Стоит отметить, что фирма «Базис», гендиректором которой является Свиридов, строила офисы для таких крупных компаний, как Cisco, Jacobs Douwe Egberts, банк «Югра», «Русские самоцветы».
Ранее СМИ сообщали о том, что компания «Архинж» имеет отношение к проектированию обрушившейся школы в поселке Мурино Ленобласти. С представителями фирмы на момент выхода статьи связаться не удалось.