Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Курортная жизнь пастырей

2 августа 2017 10:23 / Общество

Как РПЦ осваивает «петербургское Переделкино».

Еще два участка в Комарово, помимо 47 соток под митрополичью дачу, могут отойти под религиозные нужды. На одном из них почти закончено возведение часовни, разрешительной документации нет. Настоятель уверен, что согласовать удастся задним числом, «когда соберем все отрицательные заключения и отнесем губернатору, а он примет политическое решение».

По местам отдыха патриарха

К исходу июля Комитет имущественных отношений и Санкт-Петербургская епархия заключили договор о безвозмездной передаче в собственность церкви участка площадью 47 соток в самом престижном поселке Курортного района – Комарово (ул. Васильева, 4). Распоряжение отсылает к статье 39.5 Земельного кодекса РФ, где говорится о предоставлении земли религиозной организации, которой принадлежат расположенные на нем «сооружения религиозного или благотворительного назначения». Упоминается также, что данная территория четыре года назад была передана епархии по договору долгосрочной аренды на 49 лет.

А по воспоминаниям комаровских старожилов, люди в рясах обосновались на этой даче как минимум с хрущевских времен.

«Я дружила с мальчиком прежних владельцев дачи, но где-то к началу 1960-х они ее переуступили, получив домик в другой части поселка, – рассказывает заведующая комаровской библиотекой Елена Цветкова. – А здесь, на улице Васильева, с тех пор часто можно было видеть служителей церкви. Помню, как году в 1964-м сюда приезжал иерарх Никодим. На меня, шестилетнего ребенка, его появление в окружении других людей в церковных одеждах произвело очень сильное впечатление. Сама фигура Никодима была овеяна многими легендами и слухами: говорили, что его отравили или он по случайности выпил напиток с ядом, предназначавшийся кому-то другому…»

Митрополита Никодима называют духовным пастырем нынешнего патриарха Всея Руси, именно им в 1969-м был пострижен Владимир Гундяев в монахи с наречением имени Кирилл, им же рукоположен сначала в иеродиаконы, затем в иеромонахи, а спустя годы и в епископы, в 1970-м Кирилл «исполнял послушание личного секретаря митрополита Никодима».


Источники в РПЦ говорят, что Кирилл живал на митрополичьей даче в Комарово, а когда занял кресло ректора Ленинградской духовной академии (1974), «снимал по соседству два домика – один для маменьки, другой для себя с «сестрицей» Лидией Михайловной».


Косвенные указания на то, что дача на ул. Васильева была в распоряжении епархии уже в 1960-е, есть и в воспоминаниях о семье протоиерея Андрея Нероды, который «в годы хрущевских гонений на Церковь на Украине» вынужден был переехать к детям в Ленинградскую область; а когда пришел на прием к митрополиту Никодиму, тот предложил ему в качестве одного из вариантов «быть смотрителем епархиальной дачи в Комарово».

О постройках, имеющихся на территории подаренного теперь Смольным участка, есть сведения в докладе 2005 года митрополита Владимира. Где среди прочего сообщается: «Епархиальная дача в поселке Комарово. Капитально отремонтирован двухэтажный дом общей площадью 212 м2 и построен дом для обслуживающего персонала общей площадью 144 м2». Сведения о пакете необходимых согласований по этой новостройке не обнаруживаются.

Под напряжением

Без всякой разрешительной документации, а токмо по благословлению возводится нынче в Комарово часовня местного прихода храма Сошествия Св. Духа – на парковочной площадке возле легендарного некрополя.

Участок скромной площадью в 34 кв. м, учтенный в кадастре лишь 27.07.2017, сформирован под высоковольтной линией и, согласно официально представленным данным, в аренду не сдавался. Храм меж тем уже подведен под самую маковку. Правилами землепользования и застройки участку придан режим зоны рекреационного назначения – лесов и лесопарков, с включением объектов инженерной инфраструктуры. Кроме того, как следует из данных РГИС, вся территория участка имеет обременения по трем статьям: «зона градостроительных ограничений», «единая охранная зона», «охранная зона воздушных линий электропередач». Эти обстоятельства, как сетуют муниципальные депутаты, уже который год не позволяют им оформить де-юре существующую де-факто парковку. Отказные письма отсылают к установленным запретам, ограничивающим в охранной зоне ЛЭП не только строительство, но проведение «любых мероприятий, связанных с большим скоплением людей», а также устройство спортивных и детских площадок, гаражей, стоянок и даже загонов для скота». Прихожан вроде бы должно быть жальче скота. Но батюшка, похоже, готов смиренно принять любой Божий промысел.


«Храм – это очень благодатно, всегда храмы при кладбищах были», – напомнил в разговоре с «Новой» протоиерей Григорий Томилов.


Разрешений на строительство никаких нет, признает настоятель, но не сомневается в успехе легализации постройки постфактум: «Мы пока собираем все отрицательные заключения, а потом передадим губернатору, чтобы он принял политическое решение».

Комаровский житель архитектор Рафаэль Даянов оценивает происходящее на площадке как какую-то партизанщину, а само появление часовни в таком месте – как нелепость.

Не оспаривая необходимости храма при кладбище, Рафаэль Маратович полагает куда более разумным разместить часовню на месте существующего сторожевого домика (внутри кладбищенской ограды, сразу возле главного входа). И в цивилизованной парковке в этой локации поселок действительно испытывает нужду: в отсутствие достаточного количества мест любители отдохнуть в окрестностях Щучьего озера заполняют своими машинами лес и прибрежную зону.

Отвергнутый эскизный проект воссоздания церкви Сошествия Св. Духа (архитектурное бюро «Литейная часть — 91» Рафаэля Даянова)

Смена приоритетов

Главной заботой прихода остается возрождение храма Сошествия Св. Духа на 4-й Дачной улице – подлинное деревянное здание дотла сгорело в 1917-м. За его возвращение ратовали давно, поддерживали воссоздание исторической доминанты этого места и краеведы, и градозащитники, и КГИОП. Рафаэль Даянов провел большую работу в архивах финского Миккели, обнаружив там уникальные документы, позволяющие воссоздать церковь, не отступая от исторической правды: планы, чертежи, эскизы и прочую сопутствующую документацию.

Знакомясь с этими материалами, не перестаешь удивляться и тому, с каким уважением к местным жителям решались тогда вопросы, и абсолютной прозрачности в расходовании каждой копейки.

Вот, например, объявление 1906 года, в котором настоятель «покорнейше просит домовладельцев и дачников местности Келломяки пожаловать на общее собрание, имеющее быть 15 августа 1905 г. на даче госпожи Никоновой «Родникъ» № 3-й для обсуждения вопроса о постройке храма и школы». Вот его рапорт Архиепископу Финляндскому и Выборгскому Сергию с представлением дарственного заявления трех семей о пожертвовании участка земли для постройки Келломякской церкви и приходской школы. А вот акт, фиксирующий, как в присутствии настоятеля, дьякона, церковного старосты и двух прихожан «1907 года января 4-го дня высыпано из кружки «На построение Свято-Духовской Коломяжской церкви» двадцать пять рублей восемьдесят пять копеек» и передано старосте.

Фото: terijoki.spb.ru

Пока Рафаэль Даянов трудился над проектом воссоздания храма, а градозащитники и местные жители собирали подписи под ходатайствами во все инстанции, чиновники распродавали под застройку примыкающие участки. Ликвидируя тем самым возможность сохранения для будущей доминанты необходимого окружения и обзора. Несмотря на протесты, несколько участков с лесом ушли под индивидуальное жилищное строительство через Фонд имущества. В самом фонде при этом настаивали, что лишь проводили торги, но выставляли лоты районные власти, которые и определяют границы участков, проводят межевание и решают, что именно продавать. А в администрации Курортного района пеняли на Смольный – мол, они-то руководствуются проектом планировки, утвержденным городским правительством в 2010 году. Так что еще до того, как развернулась инициатива по воссозданию храма, его историческая территория и окружающий общественный сквер оказались в зоне ИЖС.

Параллельным курсом муниципалы проводили тут озеленение и сооружали оборудованные детские площадки, которые обитатели поселка успели полюбить и обжить. И теперь многие из них, равно как и собственники примыкающих дач, вовсе не рады предстоящей стройке.

Перемещенная к детской площадке «домовая церковь» - территория будущего строительства храма Сошествия Св.Духа // Фото: Елена Травина

Некоторое время назад сюда перенесли так называемую домовую церковь (ее позволил поставить на своем участке на Ленинградской улице один из прихожан, в ней и совершались службы в последние годы), а затем началось постепенное подминание прилегающей территории, включая и детскую площадку. В скорой перспективе, когда потянется тяжелая строительная техника, ребятне приближаться к своей площадке станет просто опасно.

Ряды сторонников воссоздания храма заметно поредели еще и по причине кардинального разворота в сторону сооружения откровенного новодела, не имеющего ничего общего с историческим обликом церкви.

Сначала появилась информация, что строить будут из современных материалов, дерево если и останется, то лишь в облицовке. А потом от разработок Рафаэля Даянова отказались, причем даже не объяснившись.

– Что там собираются делать, понятия не имею. Я больше к этому проекту не имею никакого отношения, меня никто к участию в нем не приглашал, – сообщил «Новой» архитектор. – Они в своем праве привлекать того, кого считают нужным. Насколько я знаю, новый вариант представляли в КГИОП, но он был отвергнут, потому что совсем уж какой-то отвязный.

Протоиерей Григорий подтвердил факт отказа от проекта Даянова:

– Мы теперь работаем с очень уважаемым архитектором Андреем Альбертовичем Анисимовым. А Даянов – он менее талантливый. К тому же компания Анисимова берется сделать все под ключ, за десять месяцев. Нам так удобнее, когда все в одних руках – не надо самим подрядчиков искать, и денег так меньше уйдет. Андрей Альбертович уже в августе должен проект закончить, так что в сентябре начнем строительство.

– Как в сентябре – а экспертизы, а согласования?

– Он все решит, – не сомневается в пробивной способности Анисимова настоятель.

Нагуляли аппетит

Откровенное простодушие, выказываемое батюшкой в разговоре, укрепляет распространенное в Комарово мнение, что за него все решили в районной администрации, возглавляемой «воином Христовым» Алексеем Куимовым.

С новым проектировщиком келломякского храма Андреем Анисимовым у него давно сложились свои добрые отношения. По проекту Анисимова, например, отстроили в Зеленогорске храм Покрова (на оттяпанном от территории психоневрологического интерната участке в полторы тысячи квадратных метров). Возводили его без требуемых согласований, зато под патронатом главы района и губернатора культурной столицы. А уже после завершения строительства и торжественного освящения правительство Петербурга издало постановление о строительстве храма в срок до 2027 года.

Альтернативное проектное предложение от мастерской Анисимова - отказ от воссоздания исторического храма в пользу нового строительства

Мастерская Анисимова специализируется на массовом храмовом строительстве – в ее портфолио исключительно церковные здания (поделены на подразделы – от «малобюджетных храмов» до «храмовых комплексов»), прилагается также впечатляющий перечень наград РПЦ и архиерейских грамот.

Обнаруживается на сайте мастерской и способный напугать всякого ценителя Келломяк проект, осторожно маркированный как «эскизный проект для одного из пригородов Санкт-Петербурга, где историческими акцентами застройки являются дачные дома начала ХХ века в стиле модерн». В мастерской убеждены, что сумели «выполнить проект, гармонично вписав его в окружающую среду». Сооружение, напоминающее объект для какого-нибудь невзыскательного семейного аттракциона а-ля «деревня русичей», имеет следующие характеристики: высота – 18 м, площадь участка – 3630 м2, площадь застройки – 485 м2, из нее «площадь для молящихся» – 190 м2.

Такой замах рождает подозрение, что церковкой не обойдется (недаром представители епархии упорно напоминают, что тут еще школа приходская была и вообще весь большой участок был им подарен прихожанами). К тому же, как показывает практика, наши пастыри обустраиваться привыкли с комфортом – чтоб и парковка, и гостиничка для паломников.

Согласно постановлению, подписанному губернатором Полтавченко в январе этого года, участок площадью 3560 кв. м передан приходу церкви Сошествия Св. Духа «на праве безвозмездного пользования на период строительства религиознЫХ объектОВ». Учредителями прихода, кстати, являются физические лица – числом двенадцать.

Без согласований, напомним, застраивалась и территория митрополичьей резиденции на Каменном острове.

К особняку Криличевской (охраняемый памятник), которым епархия безвозмездно пользовалась почти четверть века, а недавно получила задарма в собственность, добавили еще парочку «объектов религиозного назначения» – хозблок и «административное здание». Их тоже запросили в собственность, но поскольку самострой пока не удалось легализовать, дело несколько застопорилось.


Митрополит, конечно, человек уже немолодой и не богатырского здоровья. И быть может, все чаще испытывает нужду отдыхать от духовных трудов. Но так ли уж необходимы для этого, помимо утопающего в зелени особняка на Каменном острове, еще 47 соток в Комарово?


Едва ли почтенному Варсонофию требуется полноценное футбольное поле с трибунами для клира и прихожан, чтобы гонять там мяч. Стоимость участка оценивается в сумму не менее 30 млн рублей. Если бы город выставил его на честные открытые торги, мог бы выручить и больше. И потратить эти средства на спасение гибнущих комаровских исторических дач, даже для консервации которых в бюджете вечно нет средств.