Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не приплыли

7 августа 2017 09:31 / Общество

Водные автобусы просуществовали в Петербурге пять лет и прекратили работу из-за непопулярности среди горожан. Активисты движения «Красивый Петербург», проанализировав ошибки прошлых лет, предлагают создать новую маршрутную сеть на воде.

В 2008 году Смольный разработал концепцию развития водных пассажирских перевозок. В 2010-м запустили две регулярные линии – от ЦПКиО до Арсенальной набережной и от гостиницы «Москва» до Медного всадника. Проезд тогда стоил 50 рублей.

В 2012-м в городе работало уже четыре линии аквабусов: Приморская (от Арсенальной наб. до Приморского проспекта), Центральная (от Университетской наб. до Свердловской наб.), Невская (от Свердловской наб. до Рыбацкого проспекта) и Курортная (от Арсенальной наб. до Зеленогорска). Шла речь о возможном запуске еще четырех линий. Но этим планам не суждено было сбыться.

Пассажиропоток после всплеска интереса постоянно снижался, водными автобусами пользовались в основном туристы, и уже в 2012 г. для повышения окупаемости тариф на проезд увеличили вдвое. Через год из четырех линий осталась лишь Приморская линия.

В 2015 г. поездка стоила 200 рублей по будням и 380 – по выходным. А спустя несколько месяцев сеть аквабусов упразднили.


По данным исследования движения «Красивый Петербург», в 2015-м пассажиропоток аквабусов составил 59 тысяч человек в год. В сравнении с 15 и 8 миллионами в Амстердаме и Гамбурге показатель Петербурга был мизерным.


По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, 61% поездок пришлись на выходные дни, 39% – на будни. При этом 76% поездок совершались по культурно-бытовым целям, и лишь 24% – по деловым. Это показывает, что водный транспорт стал альтернативой прогулочным теплоходам и не помогал петербуржцам ездить по делам.

Добраться на водном транспорте до работы не позволяла не только цена, но и неудобный режим работы – с девяти утра до девяти вечера. Мешала и малая вместимость водных маршруток – 12 человек. Из-за интервалов движения от 20 до 50 минут на причалах собирались очереди, заполненные пассажирами аквабусы не подбирали других и на промежуточных остановках проплывали мимо.

Недоработкой стала и плохая интеграция в систему городского транспорта. По отношению к станциям метро и остановкам автобусов причалы были расположены крайне неудобно, а оплата общим проездным не предусматривалась. Горожан толком никто не информировал о местах причалов, режиме работы, стоимости и способах оплаты проезда.

Проанализировав все ошибки, «Красивый Петербург» предложил иные тарифную политику, режим работы, суда различной вместимости, улучшение информирования населения. Только тогда проект может стать успешным.

«У города огромный водный потенциал», – говорит координатор движения «Красивый Петербург» Валентина Соловьева.


«Например, поездка на метро от «Черной речки» до «Выборгской» займет с пересадками не меньше получаса, на автомобиле по пробкам еще дольше. А по воде доехать можно минут за семь. Таких мест, где водный транспорт выигрывает по эффективности у других видов передвижения, очень много».


За это исследование Валентина Соловьева получила премию правительства Петербурга. Но воплотить проект в жизнь оказалось не так просто. Главная проблема, по ее мнению, состоит в том, что водный транспорт не воспринимается ни горожанами, ни властями как часть системы общественного транспорта. Соловьева тщетно обращалась в Комитет по транспорту и в Агентство внешнего транспорта.

Валентина Соловьева // Фото: vk.com

«Водного общественного транспорта в городе быть не может. Говорить можно лишь о внутреннем водном транспорте, которым активно пользуются туристы. А в водном общественном город не нуждается», – заявил «Новой» заместитель директора Агентства внешнего транспорта Владимир Родионов.

«Для нормального функционирования новых аквабусов нужно хотя бы года два, – считает Валентина Соловьева. – Люди должны к ним привыкнуть. Нужны перевозчики, которые согласятся поначалу работать в невыгодных условиях. Намного легче пустить коммерческие прогулочные судна, чем общественный транспорт. Мы будем и дальше пытаться что-то изменить, но пока власти не готовы внедрять систему маршрутной водной сети».

Дарья ЗАГУМЕННОВА