Прокрустово ложе и желтая утка
Фото: tshdpi.ru

Прокрустово ложе и желтая утка

19 ноября 2017 12:15 / Общество

Петербургский культурный форум услышал сигнал президента и передал свой – правительству и его главе.

Финальным аккордом трехдневного смотра культурных достижений стало – вопреки названию – «гала-открытие» с участием президента России. Сами достижения для наглядности собрали в видеоролике, который был показан на новой сцене Мариинского театра перед началом церемонии: «…За пять лет количество зрителей российских фильмов выросло в два раза… число посетителей музеев увеличилось на 42%… установлено более 200 памятников и 2000 мемориальных досок выдающимся деятелям культуры». Широкой аудитории VI культурный форум сенсаций не принес и запомнится разве что историей с наличием (или, наоборот, отсутствием) в его программе нежелательных гостей.

В октябре перечень «нецелесообразных» для приглашения на СПбМКФ лиц появился в Telegram-канале главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, а 15 ноября Colta.ru опубликовала его «расширенную и дополненную» версию. Непосредственные организаторы форума не подтверждали и не опровергали подлинность «слитых» бумаг, но отрицали всякую причастность к ним. «Мы не получали никаких указаний по этому поводу, – ответили на запрос «Новой» в оргкомитете. – Вне зависимости от достоверности документа он не адресован дирекции, и организаторы форума не получали, не получают и не планируют получать такого рода инструкции».

Гала-открытие VI Санкт-Петербургского культурного форума // Фото: culturalforum2017.tassphoto.com

Справедливости ради отметим: идущий первым номером в черном списке киновед Андрей Плахов участие в культурном форуме принял. 16 ноября он вел коллоквиум Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. Режиссер Александр Сокуров сам попросил убрать свое имя из программы; его примеру последовал худрук театра DEREVO Антон Адасинский. Последний объяснил свое решение несогласием с «демонстративным невмешательством» Министерства культуры в дела задержанных режиссера Кирилла Серебренникова, директора РАМТ Софьи Апфельбаум и экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского.

Перед тем как подняться на сцену, Владимир Путин провел в здании театра совещание по вопросам поддержки талантливой молодежи. Худруку Мариинки Валерию Гергиеву президент пообещал построить во Владивостоке концертный зал «такой же, как у вас здесь создан», а выступавшим на совещании Николаю Цискаридзе и Сергею Безрукову – реформу госзакупок в области культуры. Коррекцию того самого 44-го федерального закона, из-за несовершенства которого над администрацией любого театра вечно висит необходимость идти по грани административного (хотя бы) самоуправства.


«Вот эти открытые конкурсы <…> они, конечно, неуместны, кроме общехозяйственных вещей – скрепок, штор, стульев: это можно вполне покупать на открытых конкурсах, – отметил глава государства. – Но все остальное – все, что связано с творчеством, – конечно, вот в это прокрустово ложе, как я уже сказал, не укладывается и уложить туда будет невозможно».


В 20.00 Владимир Путин появился на сцене концертного зала, где его терпеливо ждала рассаженная согласно наклейкам на креслах интеллектуальная и творческая элита. «Культура представляет собой колоссальный ресурс для объединения людей вокруг высоких гуманистических целей, – подчеркнул президент, выступая с обращением. – Именно она передает будущим поколениям самые базовые ценностные ориентиры, дает ответ на вызовы варварства, нетерпимости, радикализма».

Главным номером вечера значились сцены из балета Игоря Стравинского «Петрушка». Постановка, приуроченная к 135-летию композитора, принесла неожиданный сюрприз. В определенный момент на сцену выехала ванна, из которой вылез полуобнаженный танцор, держащий в руках большую желтую утку. Галерка, где расположились представители СМИ, заметно оживилась – уж слишком был похож этот сценический атрибут на главный символ протестов 2017 года (напомним: петербургская полиция в протоколах задержания участников митингов даже признавала игрушечную утку средством наглядной агитации). Пока артист танцевал, прижимал утку к груди, а затем отбрасывал – аллюзии становились все отчетливее. Впрочем, искушенная публика подвоха, кажется, не заметила.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close