Санаторий или апартамент-отель?
На территории санатория «Сестрорецкий курорт» сносят исторический лечебный корпус «Лесной» 1900 года постройки.
Два других корпуса, советского времени, были снесены еще осенью. Забором огорожено примерно 40% санаторного парка, и охранники убедительно выпроваживают оттуда гуляющих. 9 января на территорию Лесного корпуса была завезена тяжелая техника, которая работает не переставая.
Тем самым компания RBI GROUP реализует свой план по превращению части территории старейшего петербургского курорта в апарт-отель. Приобретя у ОАО «Сестрорецкий курорт» 5,4 га парка с находящимися там старыми корпусами, компания заявила о строительстве на их месте так называемых лаунж-студий – новый эвфемизм вместо надоевших «апартаментов». Фактически речь идет о квартирах бизнес-класса по цене от 130 000 руб. за кв. м. От обычного жилья они отличаются невозможностью прописаться. Чуть ниже по берегу залива, на месте бывшего пансионата «Дюны», под видом санаторно-курортных апартаментов уже строится жилой комплекс «Светлый мир внутри». Госстройнадзор утверждает, что новые дома не выйдут за пределы габаритов старых корпусов – та же площадь пятен застройки и те же пять этажей. Но расчеты, проведенные экологами по соотнесению площади существующих корпусов и той площади, которую планирует использовать застройщик в результате реконструкции, позволяют сделать вывод, что минимум 50 тысяч квадратных метров санаторного парка будет вырублено.
Всего на участке RBI ожидается 300 лаунж-студий, что при нынешней практике в две машины на одну семью подарит парку лишние 450–600 автомобилей. Вряд ли их будут парковать за пределами санатория: в лаунж-новостройках запроектированы подземные паркинги, а значит, машины с выхлопными газами и шумом будут ездить прямо по парку.
Несмотря на то что разрешения на строительные работы выданы лишь в отношении территории 5,4 га, RBI отхватила забором не менее 18 га, то есть около половины площади парка. К другим положениям разрешительной документации застройщик отнесся столь же вольно. Для всех трех корпусов была разрешена лишь реконструкция, но два из них (в том числе и тот, где год назад был проведен капитальный ремонт) демонтированы полностью. В разрешении на производство работ в Лесном корпусе, выданном Госстройнадзором, сказано также про «реконструкцию с воссозданием», однако на сайте застройщика «Русские сезоны» помещена проектная декларация, где прямо говорится о сносе. Знают ли об этом в КГИОП, неизвестно, но работы ведутся в зоне охраняемого природного ландшафта Курортного района ЗОЛ 1-1. Для демонтажа требуется санкция КГИОП, которой в ведомстве не давали.
Пансионат «Лесной» в феврале 2014 года // Фото: kanoner.com
Курорт – он чей?
Граждане долгие годы наивно считали старейший городской санаторий (открылся в 1898 году) государственным. Ну как же, раз беспрепятственно пускают гулять на территорию да есть экономичные номера по 1500 рублей в сутки, то не иначе как государственный. (Кстати, именно экономичные корпуса, а также отделение «Мать и дитя» были демонтированы в первую очередь.) На самом деле и «Сестрорецкий курорт», и пансионат «Дюны», и «Черная речка», и «Восток-6» принадлежали не государству, а профсоюзам. В советское время этот формат не очень отличался от госсобственности, а в постсоветское время позволил правопреемникам профсоюзных организаций провести несколько упоительных гешефтов.
Вопрос, как ценнейший парк на берегу залива оказался в частных руках, необходимо задавать Владимиру Дербину, бывшему председателю Комитета по труду и социальной защите населения СПб, главе Ленинградской федерации профсоюзов и директору ЗАО «Сестрорецкий курорт» в 2000-х годах.
Именно в период его правления санаторий без ведома членов Федерации профсоюзов был преобразован из ЗАО в ОАО, что позволило акционерам продавать свои доли без согласования друг с другом. Очень быстро федерация превратилась из основного акционера в миноритарный, а большая часть акций перешла в собственность частных лиц. Оспаривать приватизацию санатория пыталось Росимущество – но безуспешно. Возбужденное уголовное дело о мошенничестве было приостановлено.
Закончилась история распродажей земли – самого ценного актива. 40% территории были проданы пулу инвесторов, куда входили RBI, Банк «Санкт-Петербург» и еще две офшорные компании. В 2015–16 гг. эту часть парка размежевали на 9 участков, причем их границы проходят прямо поперек исторических аллей. Что красноречиво показывает, что пул инвесторов не заинтересован в сохранении дореволюционного курорта и вслед за первым застройке подвергнутся и остальные наделы. За ОАО «Сестрорецкий курорт» остались 60%, но и они частично принадлежат офшорам. Надежды на сохранение парка, а с ним и курортного статуса всего одноименного района тают на глазах (особенно в свете застройки пансионата «Дюны», недавней продажи санатория «Дюны» компании ЛСР и самых вопиющих случаев «апарт-захватов» прямо на берегу залива в Репино и Зеленогорске).
Неожиданно для всех в протестном паблике «Защита санатория Сестрорецкий курорт» высказался гендиректор учреждения Михаил Горба. По его мнению, активисты сгущают краски. Огораживание забором столь значительной территории является, на его взгляд, «вынужденной мерой, учитывая густой лес и неровный ландшафт». Он заверяет, что после реконструкции корпуса займут не более 15% от участка 5,4 га: «Поэтому пора бы уже закончить спекуляции по этому поводу, как и теорию закрытости территории после реконструкции». Что касается ликвидации экономичных корпусов, то «ностальгия по мегадешевым номерам по полторы тысячи рублей понятна, но на такой плачевной экономике санаторий долго бы не прожил».
P. S. К вечеру 11 января снос Лесного корпуса был почти завершен. На месте осталась лишь одна башня.