«закавычка» сергея довлатова
Есть в Питере газета с фантастическим, почти невозможным для нашего времени названием - «За кадры верфям».
Журналист Борис Салов и фотокор Юрий Щенников открывают памятную доску
Да-да, она называется так и сегодня, на 72-м году своего существования, - одна из старейших вузовских многотиражек. Сегодня это газета Санкт-Петербургского государственного Морского технического университета, прежде известного как Ленинградский кораблестроительный институт, попросту - Корабелка. Фирменная «корабельная» многотиражка, или сокращенно ЗКВ, - соответственно «Закавычка». Которая прославилась тем, что там работал Сергей Довлатов. После того как он вернулся из армии в 1965-м и поступил на факультет журналистики Ленинградского университета, именно там он делал свои первые журналистские шаги... На днях в «Закавычке» открыли памятную доску Сергея Довлатова. Правда, уже в другом месте - институт и редакция за это время успели переехать в новое здание. Но это не беда. «Закавычка»-то та же, довлатовская.
Вот архивная выписка из личного дела писателя: «Довлатов Сергей Донатович, 1941 г.р., оформлен литсотрудником газеты «За кадры верфям» с 05 октября 1965 г. с окладом 88 руб... Переведен и.о. редактора с 07 февраля 1967 г... Уволен 16 апреля 1969 г. по собственному желанию». Ну, конечно, писателем его тогда никто еще не считал. Даже представить себе не могли, что судьба распорядится так: впоследствии они будут вспоминать эти годы именно благодаря ему, Сергею Довлатову. Вот, например, как тогдашний студкор - первокурсник факультета корабельной энергетики, а сегодня фотохудожник Русского музея Василий Воронцов: «Обязанности редактора тогда (в 1968-м) исполнял работавший корреспондентом огромный, немного неуклюжий и очень добродушный, стриженый наголо верзила Сергей, в неизменном твидовом пиджаке... Только много лет спустя мне довелось узнать, что первые фотографии у меня принимал не кто иной, как будущий всемирно известный писатель Сергей Довлатов».
Сергей, как человек с изрядным чувством юмора, стал в «Закавычке» родоначальником одного из самых популярных разделов. Который поначалу назвали романтико-юмористическим уголком, где печатали анекдоты, карикатуры, лирические стихи. Потом он стал юмористической страничкой, где публиковались многие тогда еще мало кому известные нынешние мэтры «легкого» жанра - Семен Альтов, Михаил Мишин, Михаил Жванецкий. Довлатов готовил первые выпуски странички, которую назвали «На полубаке». И которая, кстати, так же, как и газета, благополучно существует с тем же названием и сегодня, и в самом конце прошлого года отметила свою 35-летнюю годовщину. Правда, сегодня она называется уже посолиднее - сатирический журнал. Что ж, время... А как оно было в те, прежние годы, навсегда осталось в рассказах Сергея Довлатова.
Николай ДОНСКОВ
«Молодой журналист, корреспондент многотиражной заводской газеты, надел шерстяную вязаную кепку, застегнул воротник плаща и вышел на улицу. Стояла осень с дождями и туманами, с грязной, потемневшей листвой у края тротуара, с неоновыми бликами на мокром асфальте, с пугливым солнцем, высоким и слабым, когда непонятно, то ли зима уже позади и солнечные лучи становятся все надежнее среди быстрых облаков, то ли кончилось лето и серые тучи все плотнее заслоняют от нас последний свет. Корреспондент любил сырую балтийскую осень и немного гордился этим чувством, которое требовало от него известной доли самоотречения. Ему было приятно ощущать себя человеком, созданным для трудных чувств...
...Шеф кинул на стол берет с коленкоровым ромбиком на подкладке, снял плащ.
- Привет, - сказал он, усаживаясь, - как настроение?
- Так себе, - буркнул корреспондент.
- Отлично, - не вникая, произнес шеф, - отлично. Пора браться за дело. Вот с чего мы начнем. Разыщи в четвертом цехе Горелова и возьми у него интервью. Это молодой член партии, ударник коммунистического труда, представитель рабочей династии, спортсмен и вообще мужик хороший. Твой материал запланирован в очередной номер. Должен лежать на столе не позднее чем в среду утром. Условное название: «Портрет героя». Объем - строк двести. Меньше звона и фанфар, сейчас это не модно. Побольше теплоты и убедительных фактов. Человечинка нужна, ты меня понял?..»
(Из рассказа Сергея Довлатова «Интервью», журнал «Юность», 1974 г.)