Нефть в обмен на кровь
«Кремлевский повар» Евгений Пригожин упомянут в утечке разведданных США как возможный провокатор первого прямого боестолкновения россиян с американцами в Сирии.
Неделю назад специальный прокурор Роберт Мюллер, расследующий «вмешательство РФ в американские президентские выборы», обвинил российского бизнесмена в незаконных банковских операциях и долгосрочном управлении «информационной войной». В случае выезда с территории РФ Пригожина и еще 12 сотрудников «фабрики троллей» может ждать официальный запрос об экстрадиции в Америку для проведения здесь суда над ними. Теперь сообщается, что помимо изготовления «отравленной пропаганды» для американских избирателей, «кремлевский повар» непосредственно стоял за скандальной военной операцией в Сирии.
«Вашингтон пост» со ссылкой на источники в американской разведке сообщила о том, что российские власти знали о военном наступлении сирийской правительственной группировки, в составе которой находились сотрудники «ЧВК Вагнера» в провинции Дейр-эз-Зор в ночь с 7 на 8 февраля. Похоже, что американская разведка имеет доступ к переписке Евгения Пригожина. Она утверждает, что бизнесмен, которого связывают с координацией в Сирии действий «ЧВК Вагнера», находился в тесном контакте с Кремлем и сирийскими чиновниками за несколько дней и недель до и после этого боя.
24 января Пригожин сообщил некоему высокопоставленному сирийскому чиновнику, что он «получил разрешение» от неназванного российского министра продвинуться вперед с «быстрой и мощной» инициативой в начале февраля, и он ожидает согласия от сирийского правительства.
В сообщении 30 января Пригожин говорит, что у него есть «хороший сюрприз» для президента Сирии Башара Асада, который «ожидает его с 6 по 9 февраля».
Министр по делам президента Сирии Мухаммад Фадлаллах Аззам посулил Пригожину гонорар за его работу.
Одновременно отчеты американской разведки фиксируют увеличение в этот период времени частоты переговоров Пригожина с чиновниками из администрации президента РФ, в том числе с руководителем администрации Антоном Вайно и его заместителем Владимиром Островенко. Разговоры продолжались до 5 февраля и возобновились сразу после атаки в Дейр-эз-Зоре.
Возникает вопрос: российские олигархи и высшие чиновники действительно находятся под прослушкой ЦРУ или АНБ? Если да, то как давно это происходит?
И почему их не защитили наши кибер-умельцы, взламывающие «всех и вся»?! Или нам ждать новых опровержений Москвы в духе «всё вы врете», «где доказательства»?
Пентагон скупо и неохотно говорит об этом первом прямом боевом столкновении американцев и россиян. Министр обороны Джеймс Мэттис и глава Центрального командования ВВС генерал-лейтенант Джеффри Харригян заявили, что американская разведка видела мобилизацию сирийских сил в районе Дейр-эз-Зор еще за неделю до 7 февраля. Американцы предупредили российскую сторону, что в случае начала наступления сил Асада на базу союзников США из сирийской оппозиции возле стратегически важных нефтеносных полей в нескольких километрах от берега Евфрата «им будет дан отпор».
По словам министра Мэттиса, «русские заявили, что им ничего не известно о готовящемся наступлении» и заверили американское командование в том, что россиян среди участников данной операции нет. В атаке на базу, где в тот момент находились американские военные советники, после соответствующей артподготовки участвовал отряд численностью от 300 до 500 человек. В ответ последовал мощный авиаудар, длившийся три часа. Через какое-то время на американцев вышли российские военные с просьбой прекратить бомбежку и дать возможность унести раненных. «Вас же там нет?» — ответили американцы. Впрочем, это только версия в СМИ.
На брифинге в Пентагоне 8 февраля официальный представитель минобороны США Дана Уайт заявила, что силы коалиции не отвечали до тех пор, пока артиллерийские снаряды наступающих не упали в радиусе 1640 футов (500 метров) от штаб-квартиры сирийских демократических сил (SDF), поддерживаемых США. Министр обороны Мэттис (по прозвищу «Бешеный пес») назвал этот инцидент «озадачивающим». Шеф Пентагона отметил: «Я не могу дать никакого объяснения» тому, что проправительственные сирийские силы пересекли реку и нанесли удар по базе оппозиции и американских сил».
В прошлое воскресенье, когда министр возвращался из турне по Европе, его спросили, считает ли он, что российское правительство ответственно за своих «наемников», сражающихся в Сирии. Министр отреагировал дипломатично: «Я предпочитаю сейчас не отвечать на этот вопрос, мне нужно больше информации для компетентного ответа».
Министр обороны США Джеймс Мэттис
Высокопоставленный представитель администрации Трампа, давший комментарий на условиях анонимности, назвал инцидент «беспокоящим». Он добавил, что его удивило, «как быстро русские дистанцировались» от того, что он назвал «операцией под сирийским командованием и исполнением сирийских приказов».
Американский президент не комментировал инцидент в провинции Дейр-эз-Зор. Однако в пятницу во время совместной с премьер-министром Австралии Малкольмом Тернбуллом пресс-конференции в Белом доме Трамп назвал действия России, Ирана и властей Сирии «гуманитарным бесчестием», комментируя, прежде всего, обострение в районе Восточной Гуты. По его словам, Россия и Иран, поддерживающие Асада, проводят разрушительную политику. «То, что эти три страны сделали людям в течение последнего периода времени, это позор», — объявил президент США.
Использование «ЧВК Вагнера» в военных операциях в Сирии и других местах вроде оставляет Кремлю «тонкий слой непричастности», считает бывший сотрудник Белого дома, работавший в администрации Обамы, Майкл Карпентер: «Еще важнее то, что это позволяет российским силам нападать на сирийскую оппозицию, тогда как регулярные российские вооруженные силы не рискнут пойти на это из опасений эскалации (с коалицией США)».
Американская пресса приводит цитату одного из бывших командиров «ЧВК Вагнера» о том, как воюют за Асада в Сирии: «Первыми идут и делают свою работу бойцы «Вагнера», затем приходят российские наземные силы и потом уже — арабы и телекамеры».
По данным западных СМИ, в Сирии находятся 2,5 тысячи бойцов «ЧВК Вагнера», которым платят до 300 тысяч рублей в месяц. В российской прессе назывались гораздо более скромные цифры.
По словам Эндрю Вайсса, эксперта вашингтонского Фонда Карнеги, Пригожин сделал себя «незаменимым для Кремля»: «С одной стороны, он находится на самом острие копья, например, когда проводит информационные операции против Америки. С другой стороны, он глубоко вовлечен в деятельность министерства обороны и предоставляет военные силы и другие услуги».
Американские СМИ напоминают, что еще до сирийских событий Пригожин и «ЧВК Вагнера» попали в санкционные списки США из-за украинских событий.
Пригожин находится под санкциями с декабря 2016 года. Тогда американское казначейство отметило «интенсивные связи» бизнесмена с Минобороны РФ и его причастность к строительству новой военной базы на границе с Украиной.
«ЧВК Вагнера», а также пригожинские компании «Конкорд кейтеринг» и «Конкорд менеджмент энд консалтинг» попали в «черный список» чуть позже — в июне прошлого года. А в прошлом месяце министерство финансов США приняло санкции в отношении компании Evro Polis, которую связывают с Пригожиным — из-за Сирии. В американском казначействе эту фирму назвали «российской компанией, которая заключила контракт с правительством Сирии на защиту нефтяных месторождений в обмен на долю в 25% в добыче нефти и газа с месторождений на территориях, отбитых у ИГИЛ» (запрещенная в РФ террористическая организация). Большая часть этих территорий находится на восточном берегу Евфрата.
С одной стороны, российские и американские военные в Сирии установили и поддерживают почти ежедневные телефонные контакты с целью предотвращения случайных потерь войск и авиации. Своим молчанием Пентагон дает понять, что после военной наглядной акции дальнейшие комментарии не нужны.
С другой стороны, если верны утечки американской разведки о том, что атака на базу согласовывалась через Пригожина «на самом верху», то речь может идти о масштабной провокации. Гораздо более опасной, чем облеты российской авиацией американских военных кораблей и сближение с самолетами.
Случившееся требует объяснений, которых, впрочем, мы можем так и не дождаться — ни от Вашингтона, ни тем более от Москвы.
Александр ПАНОВ