Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Он говорил то, что власть не хотела слышать

25 февраля 2018 22:48 / Политика

Четвертый митинг памяти Бориса Немцова прошел на площади у Финляндского вокзала.

Марсово поле, где проходили прошлые митинги памяти убитого политика, оказалось якобы занято на весь день под «культурно-массовое мероприятие». Правда, по словам уполномоченного по правам человека в Петербурге Александра Шишлова, мероприятие, как это часто бывает, оказалось фейковым: в нем фактически участвовало не более восьми человек.

Но заявка дала повод отказать в согласовании марша памяти Немцова и предложить его участникам отправиться маршировать по аллеям Удельного парка. И лишь после обращения заявителей марша к омбудсмену, после его вмешательства и непростых переговоров удалось добиться согласования акции – в формате митинга на площади у Финляндского, в центре города и точке с удобной доступностью.

Фото: Елена Лукьянова

Собралось – в холодную погоду и при весьма скромной рекламе – около 1000 человек. У многих в руках были российские флажки с траурной лентой, плакаты с надписью «Кто заказал?» и, конечно, портреты Бориса Немцова. Пришли активисты «Яблока», «Солидарности», «Весны» и движения «Ингрия». А вокруг – несмотря на согласованность акции – цепью расположились омоновские грузовики, хотя на самой площади полиции было не очень много.

Андрей Пивоваров из «Открытой России», открывая митинг, вспомнил, как в 2010 году, когда он стал первым, получившим 15 суток ареста за акцию «Стратегии-31», Немцов приехал в Петербург и провел пикет с плакатом «Свободу защитнику Конституции Андрею Пивоварову». По словам Пивоварова,


надо назвать одну из площадей нашего города в честь Немцова – потому что не имя Кадырова, а имя Немцова должно быть на карте Петербурга.


Лев Шлосберг, приехавший в Петербург для участия в «Открытой библиотеке», пришел на митинг; теплее других ораторов встречали именно его. Шлосберг говорил об объединяющей роли Немцова в оппозиции, о том, что власть хочет, чтобы «мы забыли об убийстве Немцова – но мы не забудем», и о необходимости солидарности с семьей Бориса – мамой Диной Яковлевной, женой Раисой, дочерью Жанной.

Ответственный секретарь Правозащитного совета Наталия Евдокимова говорила о том, что Немцов был тем лидером оппозиции, который мог и умел находить компромиссы. Что сейчас, увы, стали реальностью те ситуации в стране, которые еще несколько лет назад и представить себе было невозможно. И что она не уверена, что по делу об убийстве Немцова «посадили тех, кого надо»...

Фото: Елена Лукьянова

Я вспомнил, как в 1994 году, планируя для газеты «Невское время» интервью с Немцовым, тогда еще нижегородским губернатором, смог по городскому телефону договориться с ним о приезде: ситуация, немыслимая нынче, когда дозвониться можно разве что до младшего клерка. Что политиков, которые были бы не памятниками самим себе, а живыми людьми, сегодня почти нет. И что политический террор, одним из звеньев которого было убийство Немцова, продолжается и по сей день, когда арестованных спецслужбами уже не стесняясь пытают.

Всеволод Нелаев из «Солидарности» говорил о том, что Немцов «поплатился за то, что был бойцом и говорил то, чего власть не хотела слышать». Правозащитник Юлий Рыбаков, пришедший на митинг в свой день рождения, говорил о политических преследованиях и недопустимости молчания. А депутат ЗакСа Михаил Амосов из «Яблока» вспоминал, как в 2002 году Немцов поддержал создание блока СПС + «Яблоко» на выборах в питерский парламент, и блок демократов выступил успешно.

Когда Амосов заговорил о том, что надо ходить на выборы и голосовать за оппозицию или уносить бюллетень с собой, сторонники Навального возмутились и начали скандировать «Забастовка!». Депутат ответил им, что участвовать в выборах надо и что Немцов никогда не поднял бы белый флаг.

Дискуссию завершил депутат Максим Резник, который, закрывая митинг, тоже напомнил, что Немцов всегда выступал за объединение оппозиции, и призвал «не разбираться в оттенках белого, когда наступает чернота».

Фото: Елена Лукьянова

P. S. При общем спокойствии акции без задержаний все же не обошлось. По дороге на митинг полиция задержала Артема Гончаренко и Ярослава Путрова (Путров был затем отпущен, а Гончаренко обвиняют в нарушении правил проведения публичных акций). А прямо на митинге по доносу печально известного гееборца и сторонника «Новороссии» Булатова-Исаева, осужденного в свое время по уголовной статье за хищение чужого имущества, задержали Владимира Шипицына из «Солидарности», якобы за «запрещенную символику» (его коллеги уверяют, что ничего подобного не было). Наконец, после акции Андрей Пивоваров заявил, что в последние дни чувствует слежку за собой и явное внимание полиции.