Вендетта по-парламентски
Конфликт между спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым и журналистом Сергеем Кагермазовым вышел на федеральный уровень.
В минувшую среду журналиста «Эха Москвы» Сергея Кагермазова не пустили на заседание Законодательного собрания – пресс-служба отказала ему в аккредитации. В конфликт вмешался главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов. Из московской редакции прокурору Петербурга ушел запрос проверить законность отказа в аккредитации.
О том, Кагермазова не пустят в городской парламент, стало известно всего за час до заседания. Решение пресс-службы ЗакСа редакции передали по телефону. «Нам сообщили: «В связи с большим количеством заявок и ограниченным количеством мест...», – говорит заместитель главного редактора питерского «Эха» Валерий Нечай. – Сказали, что официальный ответ через руководство, звоните позже». Кагермазов заявил «Новой», что на разовую аккредитацию подавали едва ли не за неделю. Обычно такие заявки оформляются не дольше суток. Так, у журналиста «Новой», который отправил заявку накануне, проблем с «ограниченным количеством мест» не возникло.
На пресс-брифинге ни сам Макаров, ни его пресс-секретарь Елена Тимошенко не смогли внятно объяснить причины, почему Кагермазова не допустили в парламент. Между Тимошенко и Макаровым состоялся ернический диалог:
Макаров: Это тот Кагермазов, который отказался служить в армии?
Тимошенко: Да!
М.: Который бегал, как заяц, по заграницам?
Т.: Да, да!
М.: Который отказался выполнять свой мужской воинский долг и бегал по заграницам, как заяц?
Т.: Да.
М.: Коллеги, тут слов просто не находится.
После этого Елена Тимошенко уточнила, что «аккредитация журналистов в Законодательное собрание производится в строгом соответствии с положением о порядке аккредитации журналистов в ЗакСе и Законом «О СМИ». При этом она не смогла объяснить, какой из пунктов положения был нарушен корреспондентом «Эха». Согласно Закону «О СМИ» (ч. 5 ст. 48), «журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда».
Правил аккредитации Кагермазов не нарушал, что же до распространения сведений, то здесь история давняя и совсем не красящая представителей городского депутатского корпуса. До «Эха» Сергей работал в издании «Мой район» (mr7.ru), где опубликовал ряд расследований. Например, благодаря работе Кагермазова стало известно, что публично проповедующий аскезу спикер часто гостит в семейном особняке за сто миллионов рублей на Каменном острове.
В конце 2016 года Кагермазов рассказал, что коллега Макарова по партии и парламенту олимпийская чемпионка Любовь Егорова несколько лет не декларировала дом в Финляндии и продала его по сфальсифицированным документам.
Вячеслав Макаров и его коллеги не стали обращаться в суд, чтобы опровергнуть несправедливые обвинения и защитить свое честное имя. Вместо этого спикер стал активно интересоваться у журналиста, почему он не служил в армии. 26-летний Кагермазов на тот момент уже подал заявление в военкомат с просьбой предоставить ему право пройти альтернативную гражданскую службу. «У вас девушка есть? Есть? И то хорошо, – обратился Макаров к Кагермазову в феврале 2017 года. – А вам надо послужить. Что? Альтернативная служба? Это не для вас». После этих слов военкомат приступил к активным действиям. Повестку журналисту вручили прямо на пороге ЗакСа. Позднее городское управление СК даже вынесло постановление о возбуждении уголовного дела против Кагермазова за уклонение от службы в армии, но прокуратура вернула документы СК. За это время журналист вышел из призывного возраста, но вход в ЗакС для по-прежнему оставался закрыт: до вчерашнего дня ему отказывали в аккредитации на том основании, что правоохранительные органы все еще проводят в отношении него проверку.
Протест по поводу того, что пресс-служба ЗакСа препятствует работе журналиста, выразил главный редактор «Эха в СПб» Виталий Дымарский: «Попытки закрыться от средств массовой информации не только не делают чести органу народного представительства и противоречат самой природе этой ветви власти, но и являются прямым нарушением конституционных норм свободы слова, права на информацию и равенства перед законом». На следующий день главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов отправил запрос прокурору Петербурга Сергею Литвиненко с просьбой «дать распоряжение провести проверку по факту отказа журналистам (…) в аккредитации на заседание» ЗакСа 30 января». Алексей Венедиктов считает, что в данном случае можно усмотреть уголовный состав преступления – воспрепятствование законной деятельности журналиста (ст. 144 УК РФ).
Сергей Кагермазов (справа) в редакции «Эха Петербурга» / Фото: facebook.com
В ноябре прошлого года медиахолдинг «Медиа СПб» в Санкт-Петербургском городском суде оспорил правила аккредитации в парламенте. Юристы Центра защиты прав СМИ подготовили иск, в котором существующее положение названо противоречащим Закону «О СМИ». «В соответствии с Конституцией РФ, в стране действует презумпция невиновности, – значится в иске. – Так можно инициировать проверки по всем неугодным журналистам и отказать им в аккредитации, пока правоохранительные органы формально будут проверять различные обращения». Руководитель центра Галина Арапова сообщила «Новой», что «суд всячески пытается отмахнуться и дважды возвращал заявление по надуманным причинам».
Надо признать, что подобная практика общения с прессой приносит неожиданные плоды. На днях «Медиалогия» признала Вячеслава Макарова лидером медиарейтинга глав региональных парламентов за 2018 год. Правда, это означает лишь то, что его чаще всего упоминали, а по каким поводам – не суть. Сам же Макаров считает, что любая критика в его адрес – происки врагов. По его словам, только «в 2015 году против него вышло 379 заказных статей». До недавних пор журналисты, аккредитованные вЗакСе, должны были согласовывать свои вопросы спикеру с пресс-службой. На другие он не отвечал. Такая практика прекратилась после бойкота журналистами его пресс-брифингов. На этом фронте у свободной прессы есть и другие достижения: журналистам разрешено появляться в парламенте без галстука. Кроме того, бесславно умерло идиотское распоряжение управхоза ЗакСа Алены Кукушкиной о том, что любого корреспондента в парламенте должны сопровождать специально обученные люди. Даже в туалет.