Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кто ответит за базар

12 апреля 2004 10:00

В конце прошлой недели два питерских народных избранника - депутат городского Законодательного собрания Алексей Тимофеев и новоиспеченный депутат Госдумы Александр Морозов - сильно повздорили. И в этом, наверное, не было бы ничего необычного: те или другие парламентарии то и дело вступают в яростные словесные баталии друг с другом. Но уж слишком громким получился резонанс. Тимофеев направил письма первым лицам страны, предлагая отменить депутатскую неприкосновенность думцев, поскольку она является «индульгенцией для бандитов с мандатом». А Морозов в свою очередь предложил ввести обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в депутаты - с намеком на то, что иначе среди них могут оказаться психически неадекватные персонажи. Однако так ли уж комично выглядит вся эта история на самом деле?



Суть конфликта проста. Морозов, после того, как он стал депутатом Госдумы по 207-му округу (выиграв на прошедших 14 марта довыборах), освободил место депутата Законодательного собрания по 21-му округу городского парламента. Где теперь также предстоят довыборы. Вот в связи с этим и столкнулись интересы двоих народных избранников. И тот, и другой якобы претендуют на то, чтобы ввести в ЗакС своих людей. Морозов - кого-то из своих помощников, кого конкретно, пока неизвестно. Тимофеев - своего соратника из муниципалов Евгения Марченко. Который на прошедших выборах (опять же 14 марта) стал депутатом муниципального совета 33 муниципального округа (а он находится на территории 21-го округа ЗакСа). При этом Марченко еще и обошел морозовского помощника. Итак, по словам Алексея Тимофеева, Морозов явился в его рабочий кабинет в Мариинском дворце и, не особенно стесняясь в выражениях, стал угрожать самому Тимофееву и все тому же Марченко чуть ли не физической расправой, требуя, чтобы они «убрались» из 21-го округа. После чего на свет и появились письма Алексея Тимофеева в адрес президента страны Владимира Путина, спикера Госдумы Бориса Грызлова, полпреда президента Ильи Клебанова, губернатора Валентины Матвиенко и прокурора Петербурга Николая Винниченко. В этих письмах Тимофеев сообщает, что Морозов и прежде пытался оказывать давление на него и на Марченко, и что он «реально опасается как за свою жизнь, так и за жизнь своих близких» и просит защитить его, как представителя государственной власти субъекта федерации, от угроз, шантажа и незаконного давления со стороны депутата Государственной Думы Александра Морозова. Морозов какое бы то ни было давление на Тимофеева и Марченко категорически отрицает. Подтверждая при этом, что разговор по поводу выборов у него с Тимофеевым действительно был, но проходил исключительно в рамках деловой беседы. «Да и вообще, находиться в статусе депутата Госдумы и заниматься какими бы то ни было угрозами смешно», - резюмировал Александр Морозов. Однако и Алексей Тимофеев стоит на своем.
- Я не настолько наивен, чтобы делать голословные заявления, - рассказал он «Новой газете». - Если бы мои обвинения были бездоказательными, то квалифицировались бы как клевета. Но в том-то и дело, что все это происходило в Мариинском дворце при свидетелях. Морозов заявил, что объявляет мне войну до полного уничтожения, что уничтожит меня, как он выразился, «в том числе и политически». Как это надо понимать? Значит, он предполагает и физическую расправу? Тем более что у него теперь развязаны руки - ведь как депутат Госдумы он обладает депутатской неприкосновенностью. Конечно, не исключено, что депутат Морозов погорячился, как говорится, вошел в раж. И ничего такого не имел в виду. Но. Здесь в памяти всплывают некоторые детали предшествующих выборных кампаний с участием господина Морозова. В первую очередь кампаний по выборам в Госдуму по 207-му округу, в которых Александр Морозов участвовал дважды, победив лишь со второго захода. В декабре прошлого года в 207-м округе, как известно, победил кандидат «Против всех», а сам Морозов был снят, поскольку суд признал, что им были представлены поддельные дипломы о высшем образовании. После чего окружная избирательная комиссия обратилась в суд с требованием лишить Морозова мандата депутата городского Законодательного собрания - ведь и на выборах в ЗакС в декабре позапрошлого года среди представленных Морозовым документов фигурировали все те же уже признанные фальшивыми дипломы. Судебные слушания совпали по времени с нынешней выборной кампанией. Шумиха вокруг поддельных дипломов была кандидату Морозову явно не с руки. Судебные заседания он полностью проигнорировал. А вот многие члены окружной избирательной комиссии в то же время не раз говорили о том, что на них пытались оказывать давление - чтобы они отозвали из суда свой иск против Морозова. А избирательница Людмила Чумакова, которая подала аналогичный «антиморозовский» иск, та и вовсе являлась в здание Горсуда на Фонтанке не иначе как в сопровождении друга-телохранителя, поскольку, как заявляла она в зале суда, ей не раз угрожали, требуя забрать злополучный иск. Как-то не вяжется все это с тем миролюбивым обликом депутата Морозова, который рисует в сознании избирателей сам депутат Морозов.
Впрочем, как бы то ни было, скандал в Мариинском дворце, похоже, обречен на дальнейшее развитие. И в нем должен последовать логический финал. Слишком уж серьезные обвинения брошены. Такими словами просто так не бросаются.

Николай ДОНСКОВ