Тучков мэйдэй

19 апреля 2004 10:00

Так совпало, что в конце минувшей недели, в четверг, исполнилось 118 лет со дня рождения Николая Гумилева, и в этот же день в Смольном состоялось заседание Совета по вопросам охраны культурного наследия под председательством губернатора Петербурга. Обсуждался Федеральный закон «Об объектах культурного наследия народов РФ» и деятельность Комитета государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) администрации города. А несколькими днями раньше стало известно, что ряд таких объектов - в том числе дом 17 в Тучковом переулке, где Гумилев жил вместе со своей первой женой, Анной Ахматовой, - попадает в зону нового масштабного строительства.




Отстоим родной переулок!..


Пятнадцатого апреля неподалеку от Тучкова моста просвещенная общественность, знатоки города, народные избранники митинговали «за» и «против»: за сохранение исторической части Васильевского острова и против очередной грандиозной стройки. Читали и стихи поэтов Серебряного века - хотя речь в общем-то не о них.
Речь о давным-давно планируемом создании на острове третьей станции метро. В том, что она необходима, кто бы сомневался. Если во времена Гумилева достаточно было трамваев и извозчиков (хотя рассказывают, что когда должен был появиться на свет сын двух поэтов, Лев Гумилев, Николай Степанович с Анной Андреевной, приехав из Царского Села, почему-то шли от Николаевского вокзала до родильного приюта на 18-й линии... пешком), то сегодня Васильевский из-за нехватки средств передвижения прямо-таки изнывает. Особенно неудобно студентам и преподавателям Университета и сотрудникам близлежащих научных учреждений: им приходится пользоваться либо «Невским проспектом», либо «Василеостровской», которая перманентно перегружена - по 15 - 20 минут люди выстаивают в очереди на вход; и в любом случае зависеть от не менее перегруженного наземного транспорта.
Двадцать лет назад широко обсуждался проект сооружения станции «Университетская» на территории Государственного оптического института (ГОИ) и Академии тыла и транспорта. Расчеты показывали, что новый транспортный узел примет на себя основной поток пассажиров, которые работают или учатся в этой часть острова. Но тогда этот вариант развития метрополитена (который большинство специалистов признавали весьма удачным) реализован не был. Возражали в основном руководители ГОИ, которые, естественно, не хотели лишаться ни пяди своих обширных угодий и объясняли, что стройка помешает их научной деятельности.
Сегодня ситуация изменилась: изрядные участки земли и помещения ГОИ, по информации депутата ЗакСа Алексея Ковалева, распроданы или сданы в аренду, научные изыскания во многом свернуты. Г-н Ковалев и его единомышленники не раз предлагали вернуться к рассмотрению былого проекта на новом витке. Но вместо этого недавно, без всякого обсуждения, решено было создать на другой стороне острова, в районе набережной Макарова, совсем другую станцию.
Если быть абсолютно точными, объект этот позиционируется не как самостоятельная станция метро, а как второй, наземный выход из подземного вестибюля станции «Спортивная-II». Хотя, если померить по карте расстояние - целый перегон получается. От «Спортивной» до «Спортивной» людей предлагается доставлять с помощью эскалаторов и горизонтального транспортера.
Попытка облегчить жизнь ученых и студентов, считай, забыта - до Университетской набережной отсюда еще дальше, чем от «Василеостровской». Перспектива же тянуть тоннель с Петроградской стороны, под Малой Невой, даже на взгляд дилетанта представляется слишком сложной и дорогостоящей, а снос старинных домов, разрушение культурно-исторической ауры острова - ущерб, который и вовсе не имеет цены. Насколько проект оправдан технически и экономически, не говоря уже о нравственном аспекте?.. Вопросов пока гораздо больше, чем ответов.


Надо отдать должное, полностью безальтернативным проект все же не был: параллельно рассматривались варианты возведения наземного павильона непосредственно на набережной Макарова и на площади у Тучкова моста, - но приняли в итоге Тучков переулок. Правда, по каким критериям, на конкурсной ли основе - об этом Смольный умалчивает. Известно только, что вестибюль «Спортивной» разместится в квартале между Съездовской линией и Тучковым переулком в соответствии с... «решением совещания с участием губернатора».
- Впервые сталкиваюсь с такой формулировкой! - разводят руками Алексей Ковалев. - Как может иметь законную силу подобный, с позволения сказать, вердикт? Заметьте: не постановление правительства, не заключение экспертной комиссии, а просто - без каких бы то ни было согласований - «посовещались и решили»?!
Отвечая на депутатский запрос, губернатор Валентина Матвиенко пишет: «Согласно технико-экономическому обоснованию (ТЭО) в зону строительства попадают следующие здания...» А чуть ниже: «В настоящее время ОАО «Ленметрогипротранс» разрабатывает ТЭО наклонного хода вестибюльного комплекса в утвержденном пятне». Спрашивается: тогда какое же обоснование упомянуто в первых строках письма?
По свидетельству Ковалева и его единомышленников, никогда еще в северной столице подобные проекты так близко к руслу реки не осуществлялись, ибо это в принципе очень трудоемко и опасно. А уж в районе Тучкова моста грунты и вовсе настолько слабые и неустойчивые - «с непредсказуемым поведением», что при прокладывании наклонного тоннеля для эскалаторов замораживать придется, по оценке Ковалева, «в два-три раза большие объемы пород, чем это требовалось, скажем, при аналогичных работах на станциях «Достоевская» и «Садовая». А лет через десять, когда все это разморозится, начнутся необратимые последствия, станция будет признана аварийной и ее придется закрыть». Впрочем, так далеко, возможно, и не зайдет. По мнению ораторов, выступавших на митинге в Тучковом переулке, здания быстренько снесут, территорию расчистят, а потом выяснится, что идея нереализуема. Земля же при таком раскладе автоматически достается инвесторам. Может, в этом-то все и дело?
Согласно предварительным официальным данным, в зону обрушения попадают «всего» три дома, с позиции же независимых экспертов, радиус «воронки» может составить 100 и более метров, и на самом деле в округе пострадает восемь-десять зданий, в том числе и гумилевские пенаты. Местные аборигены заранее объявили, мол не уедем из своих домов, хоть золотом нас осыпь. Правда, и не такие ломались... Кстати, как следует из письма КГИОП, «комитет не выдавал разрешительной документации на проектирование указанного строительства с разборкой объектов культурного наследия». Послужит ли это надежным заслоном на пути бульдозеров и экскаваторов? Между тем заседание профильной комиссии ЗакСа по «Тучковой» проблеме назначено только на середину мая. А ведь время, похоже, не терпит.

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
фото Николая КУХАРСКОГО


Справка «Новой»
Исходя из документов КГИОП, «расселению и разборке» подлежат дома в Тучковом переулке, №24 - объект культурного наследия Петербурга и №26 - памятник истории и культуры местного значения. А также здание на Съездовской линии, 29.