9 июля 2004 10:00

10 августа из Петербурга курсом на Северный полюс выходит научно-экспедиционное судно «Академик Федоров». На его борту - зимовочный состав арктической экспедиции «СП-33». Со всем тем, без чего невозможна работа дрейфующей станции - полярными домиками, техникой, оборудованием, запасами продовольствия и прочим скарбом. Правда, за 6 дней до выхода в рейс, 4 августа, на корабле случилось ЧП - загорелся калорифер, которым сушили танки судна. Причина оказалась банальной - короткое замыкание. Возгорание тут же ликвидировали, и все обошлось без последствий. Как заявил «Новой» заместитель начальника отдела флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Валентин Петров, происшествие не нарушило ход подготовки к полярной экспедиции.




Владимир Соколов


НИ ЖАРКО, НИ ХОЛОДНО

В свое время у СССР с Арктикой сложился роман. Первая Папанинская экспедиция начала свой дрейф от Северного полюса в 1937 году. А с начала 50-х уже весь мир знал, что русские дрейфуют по северной макушке земли практически постоянно. Постсоветская Россия отнеслась к присутствию в Арктическом регионе куда более холодно - с 1991 года по 2002-й за Полярный круг не посылалось вообще ни одной долгосрочной экспедиции. Но вот теперь отправляется уже вторая за последние полтора года. Выходит, Россия возвращается в Арктику? Что надеются найти там отечественные исследователи? И почему после такого долгого перерыва?
- Минимальное присутствие в этом регионе мы все-таки сохраняли, - говорит начальник Арктической экспедиции Росгидромета Владимир Соколов. - В 93-м работали последние летные океанографические отряды, в 1998-м и 2000-м в Арктическом бассейне проводил исследования все тот же «Академик Федоров». В начале двухтысячных наши сотрудники работали в двух дрейфующих лагерях в рамках международных проектов. Правда, это были короткоживущие лагеря, существовавшие всего 3 - 4 недели...
Любопытно, что Россия - единственная страна в мире, отправляющая в Арктику дрейфующие станции. Американцы выдерживают на льдине месяц, от силы два. Канадцы вмораживают в ледяную платформу ледокол, путешествуя по Центральной Арктике, что называется, «со всеми удобствами». Только наши люди способны дрейфовать автономно по полгода, год и даже больше. Хватает психологического и физического здоровья. А отсутствие рядом таких помех, как, например, ледокол, утверждают российские ученые, позволяет получить наиболее чистые результаты.
И все-таки была затянувшаяся пауза...

АРКТИКА ПОД КРАСНЫМ ФЛАГОМ

Целью первой Папанинской экспедиции была основательная разведка Северного морского пути: тогда Советский Союз, осваивающий северные территории, нуждался в новом морском коридоре. А вот послевоенные исследования были подчинены уже совсем другим целям. Арктический бассейн рассматривался как театр возможных военных действий двух сверхдержав - СССР и США. Вот почему на Северном полюсе практически непрерывно дрейфовали советские исследовательские станции. Они обеспечивали безопасность прохождения и испытания вооружений атомных подводных лодок. Как известно, на оборонные расходы правительство СССР не скупилось.
Одновременно, конечно, велись и фундаментальные научные исследования. Ведь Арктический бассейн - уникальная природная среда, в которой в наиболее чистом виде можно наблюдать за всем, что творится на планете: за изменениями в слоях атмосферы и в океанской толще, в ледовом и озоновом слоях, за процессами, связанными с глобальными изменениями климата. И результаты были налицо. Как считают в ААНИИ, нашим полярникам принадлежат 80% всех научных мировых открытий, осуществленных на макушке планеты.
Но вот в начале 90-х произошла очередная метаморфоза. Сошла на нет старая советская оборонная доктрина, а вместе с тем и финансирование фундаментальных научных программ. Стало не до Арктики.
И только в прошлом году научно-исследовательская станция «Северный полюс-32», закончившая свой 11-месячный дрейф в марте 2004-го, известила мир о возвращении России на просторы Северного Ледовитого океана. Хотя здесь была своя изюминка: впервые за всю отечественную историю освоения Северного полюса дрейфовала по сути... частная станция.
Организовал «СП-32» и собрал для нее спонсорские средства вице-спикер Госдумы, президент Ассоциации полярников России Артур Чилингаров. Правда, 10 миллионов рублей инвестировало и государство. Но это - крохи. А потому традиционный руководитель всех предыдущих дрейфующих станций - ААНИИ - выступил лишь в качестве научного эксперта.
Вопрос о том, что эффективнее - спонсорские или бюджетные экспедиции, оставим специалистам. Но, как теперь выясняется, «СП-32» попала в крутой оборот именно по этой причине.
Каждому ясно, что Арктика - зона повышенного риска. Поэтому, отправляя полярников в ледяную пустыню, государство предусматривало дополнительные (немалые) затраты на безопасность. У «частника» позиция иная - он стремится сэкономить.
- Когда «СП-32» подыскивала место базирования, специалисты ААНИИ рекомендовали выбрать одну платформу, - продолжает Владимир Соколов, - но руководство станции решило ускорить поиски, выбрав другую. Льдина оказалась, увы, не такой надежной и начала разрушаться раньше срока. К счастью, все обошлось.
Все мы помним, как в марте нынешнего года два вертолета спасали дрейфующую станцию. Как рассказал потом командир спасательного вертолета легендарный Вадим Базыкин, полярников спасали в тяжелейших погодных условиях. И им просто повезло, что на несколько часов прояснилось небо, - только благодаря этому временному прояснению людей и сняли со льдины...
Тем не менее ученые искренне благодарны инициаторам предыдущего дрейфа.
- Мы высоко оцениваем работу своих коллег, - говорит Владимир Соколов, - ведь именно они создали основу для возвращения России в высокоширотную Арктику. Фактически благодаря им государство теперь нашло возможность выделить в нынешнем году 70 миллионов бюджетных рублей, на которые, собственно, и создается научно-исследовательская станция «СП-33».


Лагерь зимовщиков


ТАЙНЫ БЕЛОГО БЕЗМОЛВИЯ

И все же - зачем Россия возвращается в Арктику? Некоторые объясняют это вполне определенными видами на сказочные богатства, скрывающиеся в мире белого безмолвия. В 80 - 90-е годы на Арктическом шельфе были найдены грандиозные месторождения полезных ископаемых - алмазов, золота, олова, нефти и газа. По данным Министерства природных ресурсов РФ, потенциал российской части арктического шельфа составляет примерно 90 миллиардов тонн условного топлива.
Правда, прежде чем отворить этот Сезам, требуются колоссальные капиталовложения. Кто будет их делать - государство? Но в условиях рынка оно скорее предоставит эту хлопотную возможность добывающим компаниям. А те пока что куда охотнее вкладывают средства в добычу, чем в поиск и разработку месторождений. Так что, скорее всего, до разведки полезных ископаемых в Арктике дело дойдет еще не скоро...
Остаются задачи чисто научные. И такого рода интерес вполне объясним, если учесть результаты, полученные полярниками на «СП-32». К примеру, собранные данные показали, что большинство циклонов движется сегодня по новым траекториям, то есть появились изменения в циркуляции атмосферы. Что из Канады через Гренландию в Арктический бассейн в прошлом году поступало колоссальное количество атмосферного тепла, отсюда ливневые осадки и обильные снегопады зимой в средних широтах. Озадачили ученых и высокие температуры воды, поступающей из Атлантики...
Если присовокупить результаты, полученные американцами, образуется и вовсе удивительная картина. Сканируя с подводных лодок арктические льды, они пришли к выводу, что толщина ледяной шапки в районе Северного полюса убавилась за последние 20 лет на полтора метра. Учитывая, что мощность шапки достигает четырех и более метров, уменьшение солидное. Кроме того, на 15% сократилась и площадь всех арктических льдов.
Словом, науке есть чем заняться. И если государство пришло к аналогичному мнению, мы, можно сказать, являемся свидетелями уникальной ситуации, когда правительство выделяет средства на фундаментальные исследования. Одновременно возрождая имидж России как арктической державы...
Итак, завтра стартует «Академик Федоров». Он пройдет Балтику, Северное море, обогнет Норвегию, пересечет Баренцево и Карское моря, море Лаптевых, а затем выйдет в Арктический бассейн. Его маршрут составит более 9 тысяч морских миль, немногим менее половины из них - во льдах.
- Высадку дрейфующей станции планируем произвести севернее островов Котельный и Врангеля, - говорит Владимир Соколов. - С судна поднимется вертолет и подыщет прочную льдину. Экипажу помогут и специалисты ААНИИ, обладающие спутниковой информацией. Поначалу на станции будет 12 полярников, а в процессе ее работы экипаж может увеличиться вдвое.
Ученые надеются, что «СП-33» проработает два года - такой срок должна «прожить» льдина. Как известно, ледовый арктический панцирь находится в постоянном движении, и эта гигантская карусель буквально выталкивает в Атлантику все новые и новые порции льда. Причем все стремительнее. К примеру, «СП-22» продрейфовала девять с половиной лет, закончив свою жизнь в 1981 году. И все это тоже требует изучения...

Лина ЗЕРНОВА