Монументальная лихорадка
Полным провалом закончился конкурс на проект памятника в честь 300-летия города, организованный Общественным советом Петербурга. Только правила хорошего тона и традиции подобных конкурсов не позволили жюри объявить, что «кина не будет». Названы пять команд, прошедших во второй тур. Они попытаются спасти даже не свое, а общественное лицо. Но сейчас никто не рискнет утверждать, что монумент непременно установят на безымянной площади около Биржевого моста.
С самого начала конкурс выглядел как неважно поставленный спектакль. Он был с помпой объявлен Общественным советом (ОС) Петербурга в октябре прошлого года. Уже тогда даже неспециалисту было понятно - за два года, оставшиеся до юбилея, ничего дельного придумать не удастся. Хотя бы потому, что пропущено несколько необходимых шагов. Не проведена работа по подбору места для памятника: установить его в центре или на окраине, а может быть, на морском берегу? Не отработана концепция, ведь совсем не обязательно это должно быть бронзовое или каменное изваяние, возможно создание общественного центра, смотровой площадки и т.д. Наконец, требуется проведение многоуровневого отбора - сначала собрать идеи, потом эскизы и только потом - конкурс. Но для функционеров ОС было ясно, что не будет другого подобного шанса проскочить в историю, а заодно и приподняться в политическом рейтинге. Поэтому идея члена ОС ювелира Андрея Ананова была принята «на ура». Быстро подготовили губернаторское распоряжение о конкурсе, и машина закрутилась.
Здесь самое время сказать несколько слов о самом ОС и его председателе Алексее Козыреве. Эта малопонятная структура, состоящая из сотни питерских «випов» - от писателей до банкиров - была создана осенью 2000 года с явным прицелом на пиаровское обеспечение трехсотлетия Петербурга. И до объявления конкурса, да и позднее совет ничем особенно интересным себя не проявил. Что касается г-на Козырева, то он появился на общественном горизонте летом 99-го, когда стал кандидатом на пост губернатора Ленобласти. Тогда он занимал посты гендиректора предприятия «Трансат-1» и гендиректора Ленинградского областного телевидения. С треском проиграв губернаторские выборы, перебрался в кресло президента ассоциации регионального кабельного телевидения и стал главным советником Владимира Яковлева.
Но вернемся к конкурсу. Финансирование состязания художников на памятник трехсотлетию взял на себя Фонд ОС. Стоимость самого будущего монумента оценили в 5 миллионов рублей, которые должны собрать из пожертвований. Надо понимать, тех же учредителей ОС и иже с ними. Их имена должны быть выбиты на специальных табличках, предусмотренных проектами.
Стремление увековечить себя в историческом центре города привело к первой стратегической ошибке. Памятник решили поставить на Петроградской стороне при съезде с Биржевого моста. Там, после разборки башни канализационного коллектора и окружавшего ее бетонного забора, образовалась небольшая площадь. Место провоцирует его заполнить только на первый, поверхностный взгляд. На самом деле, оно очень ответственное и «воздушное» - рядом Стрелка Васильевского острова и Петропавловская крепость.
Вторая ошибка ОС состояла в том, что конкурс сделали открытым, то есть доступным для всех желающих. При всей видимой демократичности этой процедуры она, во-первых, требует слишком много времени, и во-вторых, практически никогда не дает хорошего результата. По той простой причине, что ценящие себя и свой статус художники редко изъявляют желание соревноваться с пестрой компанией жаждущих славы. Чаще всего конкурс организуют иначе. С помощью широкого обсуждения отбирают несколько авторов, уже доказавших свою состоятельность. Они получают заказ и приличное вознаграждение еще до начала состязания. Победителю - лавров и наград еще больше.
В конкурсе на проект монумента трехсотлетию Петербурга рискнули участвовать 26 команд - совсем не много, если учесть, что только архитектурных бюро в городе несколько сотен, а профессиональных художников - несколько тысяч. Выставка проектов, которая работала в феврале в обществе «Знание» на Литейном проспекте, подтвердила худшие предположения. Даже если отбросить откровенно любительские, а также неподъемные по затратам проекты, ничего, кроме ангелов, колоннад и портретов Петра, художники не придумали.
Жюри под руководством главного архитектора города Олега Харченко попыталось спасти положение, расширив число победителей первого тура с трех до пяти. Но даже обычно сдержанный в оценках г-н Харченко заметил, что проекты откровенно слабые и консервативные. Говорят, в Смольном тоже не пришли в восторг от увиденного. А придут ли в восторг горожане - к сожалению, станет ясно только тогда, когда будет уже поздно что-то менять.
Максим БУГРОВ
Фото ИНТЕРПРЕСС