Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Война, восставшая с глубин

27 октября 2005 10:00

Результатами последних исследований поделились вчера с общественностью руководители проекта «Тайны затонувших кораблей». Уже несколько лет они ищут и находят самые разнообразные объекты – от кораблей и подводных лодок до танков и самолетов, погибших в Финском заливе и Ладожском озере. Основная цель исследователей – составление реестра затонувших объектов. Воспользовавшись им, какие-то из них можно будет поднять. Параллельно снимается фильм, в который войдут репортажи с борта кораблей, лежащих на дне.

Подводные археологи обнаружили на дне Финского залива суда, построенные в блокадном Ленинграде




Практически все работы этого года экспедиция «Тайны затонувших кораблей» связала с событиями Великой Отечественной войны. Известно, что уже в первые месяцы военных действий Балтийский флот потерял огромное количество кораблей. Мало кто, однако, знает, что их недостаток восполняли заводы, работавшие в осажденном фашистами Ленинграде. Из подручных материалов голодные изможденные люди в рекордные сроки строили суда, которые отправлялись в бой прямо с верфей.
– За последние время нам удалось найти сразу три боевых корабля проекта 194, которые относятся к типу бронированных малых охотников за субмаринами, – рассказывает руководитель экспедиции Илья Кочоров. – Те, кто работал над этим типом судов, достойны места в Книге рекордов Гиннесса. Создать новое судно от чертежа до спуска на воду им удалось всего за 56 дней! Работа над опытным образцом «охотника» началась в сентябре 1942 года и закончилась уже к ноябрьским праздникам. Катера собирались из листовой брони танков и испытывались в Балтийском заливе на открытой воде, прямо под обстрелом немецких береговых орудий и самолетных бомб.
Всего конструкторское бюро Адмиралтейского завода и завод «Судомех» сумели спустить на воду более 80 небольших судов. Роль, которую они сыграли в прорыве блокады Ленинграда, невозможно переоценить. В самом начале войны фашистам удалось фактически запереть останки Краснознаменного Балтийского флота возле осажденного города. Финский залив они перегородили минными полями, установив более 40 тысяч мин. В некоторых местах плотность мин составляла одну штуку на 4,5 метра водного пространства. Прорвать эту цепь и смогли корабли, выпущенные в блокадном городе. Осенью 1943 года с огромными потерями тральщики, под прикрытием бронированных охотников за подводными лодками, сумели проделать несколько коридоров в минных заграждениях. Именно через них позже пробирались в Балтику наши подлодки – чтобы топить немецкий транспорт, а также наши корабли с десантниками, которые высаживались у фашистов в тылу.
– Найденные нами суда погибли в последние дни этой операции, – рассказывает научный руководитель проекта Андрей Лукошков. – Катер «СК-318», возглавлявший эскадру, затонул 30 октября 1943 года, подорвавшись кормой на мине. Для того чтобы его обследовать, нашим водолазам пришлось опуститься на глубину более 50 метров. Нам удалось установить, что корпус судна прекрасно сохранился. Поврежден он лишь в задней части, где от мины образовалась большая пробоина. На своем месте остались и винты, и даже американские пулеметы, попавшие в Ленинград по ленд-лизу. Вот только останков членов экипажа мы, к сожалению, так и не обнаружили.
В число других интересных находок попал и советский самолет, затонувший возле острова Мощный. В годы войны там располагался аэродром, воздушные машины которого прикрывали наши корабли от фашистской авиации. Истребитель «И-16», построенный по проекту конструкторского бюро Поликарпова, тоже отлично сохранился. По мнению исследователей, он просто не дотянул до аэродрома, пострадав от немецких снарядов. Останков летчика в кабине водолазы также не нашли. В принципе, пилот имел возможность выпрыгнуть из горящей машины и добраться до острова вплавь.
В общей сложности за этот сезон участники экспедиции «Тайны затонувших кораблей» обнаружили 57 объектов, однако смогли исследовать лишь 20 из них.
– Пресная холодная вода Финского залива – лучший консервант, – объясняет Илья Кочоров. – В таком количестве затонувшие суда больше не сохранились ни в одном уголке нашей планеты. По сути, сейчас воды Финского залива представляют собой настоящий музей под открытым небом. Благодаря реестру затонувших объектов, который мы методично составляем в ходе экспедиций, узнать о затонувших кораблях, а впоследствии, возможно, и посмотреть на них собственными глазами смогут все желающие.

Андрей ИВАНОВ
Фото из архива экспедиции «Тайны затонувших кораблей»