Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

К матильде, или остановите музыку

28 ноября 2005 10:00

Стандартный ответ на жалобу: «А кто сказал, что должно быть легко?» Сложные времена, переживаемые нынче петербургской Академической капеллой имени Глинки, «демократы» и «консерваторы» из числа музыкальной элиты оценивают, мягко говоря, по-разному. Сторонники новых веяний не сомневаются, что руководство Капеллы выбрало правильный курс, ибо на нынешнем витке развития культура обязана а) быть массовой; б) приносить деньги. Ревнители же традиций, к коим принадлежит большая часть коллектива Капеллы, находящегося в оппозиции к генеральному директору Евгению Колчину («НГ» не раз рассказывала о перипетиях этого конфликта), считают, что старейшее музыкальное учреждение России, овеянное славой Бортнянского, Балакирева, Римского-Корсакова, с ускорением катится в пропасть.

Бренд «Капелла» и сам комплекс Академической капеллы растаскивают на кусочки: гостиницы, коктейли, эскортные барышни. Руководство учреждения считает свой менеджмент весьма успешным. Власти держат нейтралитет. А творческий коллектив Капеллы предрекает святилищу муз бесславную «кабацкую» гибель





...«Санек, а где здесь Капелла-то?» – «Ребята, вы, наверное, на Бабкина?» – «Ну, типа того...»
Четверг, вечер, дело к семи, мы стоим возле арки на Большой Конюшенной, 11; подходят мальчики-девочки явно не в смокингах, некоторые с банками пива в руках, озираются – мол, куда это мы попали?.. «Видите, что за публика?» – апологеты классики возмущены до глубины души. Выступление Сергея Бабкина и группы 5nizza в святая святых, Большом концертном зале Капеллы, представляется им откровенным кощунством.
Что ж, размывание границ в современной культуре идет семимильными шагами – примы-балерины забавляют гостей на корпоративных вечеринках, филармонические сцены оккупируют реперы, в Эрмитаже вот-вот выставят концептуальный унитаз. В баре «Капелла» смешивают коктейль «Сто грамм оргазма», в ресторане «Певческий мост» (тоже в составе комплекса бывшей императорской Певческой капеллы) подают жюльен «Шаляпин»... Отвратительно это, смешно? Или надо просто принять как данность?
«Зато поклонники Бабкина хотя бы узнают, где в Питере находится Капелла! Почитают имена на афишах: «Бет-хо-вен», – может, отложится что-то в памяти», – пытаюсь я внести ноту оптимизма. «Ага, а отсюда у них что отложится?!! Вот, смотрите». Передо мной цветное глянцевое 64-страничное издание VIP-escort. Судя по выходным данным, тираж номера – 15000 экземпляров. Учредитель – частное лицо. На каждой страничке – полуобнаженные барышни на любой вкус. Алекса 18/169/3, Кэт 20/165/3, Ванда 23/175/5, Марта, Лэйла, Джесика, Тася, Руслана, Матильда, Бэлла... Эротическое белье, соблазнительные позы. Ареал обитания (например, «пл. Ал. Невского» или «м. «Петроградская»), номера сотовых телефонов. В оглавлении, между строкой «Центр» и «Сауной «Звезда Луны» значится «Отель «Дворы Капеллы».
Увидев «эскортный» журнальчик в одном из кафе по соседству с Капеллой, адепты музыкальной Мекки потеряли дар речи. Впрочем, чему удивляться? Разве не к этому все шло?
Еще три года назад оркестранты, хористы – профессионалы, чье мастерство и составляет, казалось бы, основу деятельности Государственной академической Капеллы, начали отправлять во все инстанции тревожные депеши. Предупреждали о том, что уникальный центр культуры, альма-матер великих композиторов и исполнителей, превращается в заурядное коммерческое заведение.
– И при этом на нужды творческого состава от прибыли бизнес-проектов не тратится ни копейки, – уточняет художественный руководитель Капеллы, профессор Владислав Чернушенко. – Артисты живут впроголодь, репетируют в невыносимых условиях...
Должностные лица либо отмалчивались, либо присылали отписки. По весне 2005-го терпение лопнуло, коллектив объявил генеральному директору г-ну Колчину вотум недоверия. В июне городским Комитетом по культуре была создана комиссия, которая в течение двух месяцев выясняла, что к чему. С полученными выводами профком Капеллы ознакомить не сочли нужным.
Недавно состоялась торжественная сдача-приемка после трехлетней реставрации Концертного зала Капеллы, отгремели фанфары, стихли восторженные отклики. Застарелая болезнь меж тем никуда не исчезла, а, наоборот, усугубилась. Сейчас коллектив учреждения готовит новое открытое письмо президенту Владимиру Путину. Удастся ли в этот раз достучаться до здравого смысла и прекратить наконец череду изматывающих скандалов? Или в ответ придет очередное: вы, дескать, играйте-пойте, а мы, будет время, разберемся?..

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА
Фото Александр БАНЬКОВ

Цитата «Новой»
«С предстоящим ремонтом комплекса зданий Капеллы мы связывали надежды на реконструкцию репетиционных классов, на выделение помещений для отдыха артистов и т. п. Мы рассчитывали, что и Министерство культуры, и правительство Петербурга поддержат нас, понимая, как не просто в сегодняшних условиях занимать одно из первых мест в международной табели о рангах.
Но мы заблуждались!
Оказывается, наше искусство, являвшееся на протяжении многих веков музыкальным ликом России, – вне интересов нынешней власти. Именно искусство, но не недвижимость в центре города. Мы это впервые ощутили, когда от комплекса зданий Капеллы, который является единым памятником федерального значения, сначала по инициативе нашей администрации были отторгнуты строения на Большой Конюшенной улице, дом 11, – где в бывшей квартире Римского-Корсакова теперь расположилась школа крупье. А вскоре наш генеральный директор Евгений Колчин сделал еще один жест «а-ля Хрущев», безвозмездно (для учреждения) отдав инвесторам около трех тысяч квадратных метров площадей во флигелях Капеллы и земельный участок под ними для строительства элитных апартаментов с видом на Дворцовую площадь.
Протесты коллектива, жалобы горожан, обращения в прокуратуру не возымели никакого результата. По версии местных властных структур, все свелось как будто бы к личному конфликту художественного руководителя Капеллы, народного артиста СССР, профессора Владислава Чернушенко с директором г-ном Колчиным. Ни звука – о разграблении Капеллы; об увольнениях неугодных директору работников (восстановленных затем на службе решениями судов); о нескрываемом стремлении избавиться от «нерентабельных» хора и оркестра и превратить легендарный Большой концертный зал в тривиальную прокатную площадку, которую может арендовать кто угодно, даже самые низкопробные группы. При этом куда идет доход – неизвестно.
Сегодня там, где исполняются духовные песнопения и произведения мирового классического наследия, – гуляют пьяные ресторанные завсегдатаи, а в номерах гостиницы под названием «Дворы капеллы» предлагают интимные услуги через рекламу в дорогих журналах...
Мы утверждаем: никакого межличностного конфликта в Капелле нет. Есть две полярные позиции: одна – в лице чиновников от культуры и генерального директора, которые разоряют учреждение с 500-летней историей; другая – в лице коллектива, который осознает ценность национального достояния России и, несмотря ни на что, принимает на себя груз ответственности за его сохранение».
Из проекта Открытого письма коллектива Академической капеллы Президенту РФ