Вот уже двенадцать без пяти

23 января 2006 10:00

Городское правительство преподнесло очередной «подарок»: на 20 процентов дорожает стоимость проезда в городском транспорте. Теперь одна поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро обойдется в двенадцать рублей вместо прежних десяти. Это решение Смольный принял в минувший вторник, а уже в пятницу Комитет по транспорту издал новое распоряжение о стоимости месячных проездных билетов. Здесь прирост еще больше: карточки дорожают не на 20%, а на 25%...

С 1 февраля возрастает плата за проезд в общественном транспорте





Приведем некоторые цифры. Месячный проездной билет на один вид наземного транспорта будет теперь стоить 330 рублей (было – 265). На два вида наземного транспорта – 400 рублей (было 320). На три вида – 490 рублей (было 390). Единая карточка для проезда в метро в течение месяца будет стоить 575 рублей (было 460). А единая карточка на все виды городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро) – 750 рублей вместо прежних 600.
Наконец, дорожают и многоразовые проездные билеты для метро. Билет на 10 поездок обойдется в 98 рублей вместо прежних 82, на 20 поездок – 188 рублей вместо прежних 157 и так далее.
«Это сделано в целях обеспечения стабильной работы транспортных предприятий», – сообщает Комитет по транспорту, объясняя суровую необходимость роста платы за проезд. Что же, отнесемся с пониманием к нуждам транспортников, но в таком случае остается непонятным поведение городского правительства.
Дело в том, что не далее как в середине ноября было принято постановление правительства Санкт-Петербурга «О тарифной политике на 2006 год». И в нем, в частности, на текущий год закреплялась старая величина платы за проезд – в размере 10 рублей. При этом председатель Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Владимир Бланк заверял общественность в том, что «ключевая позиция администрации такова: в течение всего года не будет повышаться плата за проезд в общественном транспорте».
С момента издания этого постановления прошло два месяца – и «ключевая позиция» почему-то поменялась. Теперь г-н Бланк сообщает общественности: оказывается, «рост себестоимости транспортных перевозок составил 21%, что превышает темпы роста инфляции, и на этом основании и было принято решение об увеличении тарифов. Транспортные предприятия получат более 1,8 миллиарда рублей, которые пойдут на покрытие издержек и улучшение транспортного обслуживания».
Просто замечательно. Но...
В сентябре 2004 года все то же городское правительство принимало постановление № 1474 «О совершенствовании тарифной политики Санкт-Петербурга». В нем содержался ряд несложных правил по установлению и изменению любых регулируемых исполнительной властью тарифов. А именно: тарифы вводятся в действие с начала очередного года и устанавливаются на срок не менее года. Тарифы должны устанавливаться до того, как принят закон о бюджете на очередной финансовый год. Изменение тарифов в течение года возможно только при условии одновременного внесения изменений в бюджет.
Все это, заметим, вполне логично. От того, какими будут тарифы, зависят многие бюджетные расходы – начиная с дотаций транспортным предприятиям и заканчивая расходами на оплату коммунальных платежей для городских учреждений. И было бы странно сперва принять бюджет, а уже потом устанавливать или менять тарифы.
Однако несложно видеть, что, принимая сейчас решение о повышении транспортных тарифов, городское правительство нарушило все те правила, которые само для себя и установило. Со дня установления старых тарифов прошел не год, а два месяца, бюджет принят еще в декабре, а сейчас, одновременно с ростом тарифов, Смольный вовсе не предлагает вносить в него никаких изменений! Это – во-первых.
Во-вторых, вызывает, мягко говоря, сомнения экономическая обоснованность нынешнего повышения.
Когда выяснилось, что издержки транспортников выросли на 21 процент? За какой это период? С чем это связано? Кто предоставил эти данные? По законодательству изменению тарифов должна предшествовать независимая экспертиза – где ее результаты? Были ли они известны городскому правительству в ноябре, когда оно принимало решение о том, что проезд должен стоить 10 рублей? Где положенный в соответствии с установленным в городе порядком изменения тарифов «прогнозный анализ их влияния на финансово-экономическое состояние потребителей продукции, работ и услуг и уровень жизни населения»? Как можно с ним ознакомиться?
Наконец, как именно (и когда) должно улучшиться качество обслуживания граждан общественным транспортом, который в Петербурге в последние годы, усилиями городского правительства, все больше и больше относится к вымирающим видам? И ситуация никак не меняется по мере того, как регулярно растет плата за проезд.
Перед тем как ее в очередной раз повысить, мы слышим жалобы на возросшие расходы транспортников и обещания светлого будущего для пассажиров после повышения расценок, ну а затем... затем все остается по-прежнему. До следующего повышения, когда мы вновь слышим старые песни о главном – о том, что мы ездим так, как платим. И плохо ездим исключительно потому, что платим недостаточно.

Борис ВИШНЕВСКИЙ
Фото Александр БАНЬКОВ



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close