Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Ту ноу, ор нот ту ноу?

3 июня 2002 10:00

Ни для кого не секрет, что гуманитарное образование - это всего лишь образование, ничего более. Слишком часто оно не дает в руки никакого ремесла, только широкий кругозор, некоторую эрудированность и... готовность продолжать учебу... Пройдет совсем немного времени, и ряды соискателей работы пополнятся вузовскими выпускниками 2002 года. На рынок будут «выброшены» сотни историков, филологов, философов, театро- и искусствоведов. Многие из них будут вынуждены осваивать смежные или просто востребованные профессии. Немногие пойдут по стопам Лихачева и Гумилева. Некоторые займутся коммерцией. Часть девушек станут домохозяйками...





Трехгрошовые специалисты
Не первый год конкуренцию выпускникам известных государственных вузов составляют вчерашние студенты негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Сегодня коммерческие вузы готовят гуманитариев по тем же специальностям, что и государственные, так что провалившиеся на вступительных экзаменах абитуриенты-государственники чаще всего тут же сдают документы в платные институты. Учитывая это, прием документов в них ведется гораздо дольше, чем, скажем, в Государственном или Педагогическом университетах, Академии культуры и разнообразных творческих вузах.
Вот и создается такая ситуация, когда коммерческие заведения благополучно удовлетворяют желание молодых людей получить гуманитарное образование. Казалось бы, можно только радоваться. Только вот, как показывает практика, диплом вовсе не гарантирует трудоустройства по специальности (эпоха распределений давно канула в Лету). В то же время потребности государства в тех или иных специалистах не обеспечены. С одной стороны, НОУ создают гиперконкуренцию в некоторых секторах рынка гуманитарного труда. А с другой стороны, посмотрите - где реально работают выпускники гуманитарных факультетов.
Вот, к примеру, переводчик с европейских языков - разве это профессия? С таким образованием (почти диагнозом), как правило, приходится получать дополнительное второе высшее (опять же платно) или идти на курсы переподготовки. Фирма «Эго-Транслейтинг», например, уже несколько лет назад имела практически неограниченное количество внештатных сотрудников - от профессионалов-переводчиков до технарей, получали же они копейки. Тем не менее, филологические факультеты пользуются понятной популярностью (тем более, без языка сейчас как без рук - вообще никуда не устроиться). И любое НОУ готовит специалистов с двумя, иногда даже тремя иностранными языками. В то же время многие фирмы отбирают, к примеру, секретарей-референтов совсем не по уму, даже не по одежке, а в основном по длине ног или степени родства.
Или наука. Заниматься наукой после негосударственного вуза ох как сложно. Ведь там немаловажна Школа, научное имя, а такого имени коммерческие университеты в лучшем случае еще не успели приобрести. К тому же далеко не все частные заведения имеют необходимую аккредитацию или диссертационный совет, который нужен для полноценной научной деятельности. Лишь немногие НОУ ведут активную научную деятельность, проводят конференции, семинары, «круглые столы», сами принимают участие в таких мероприятиях других научных центров...
Получив государственное образование, многие выпускники (историки, философы, филологи) становятся учителями в школах, лицеях, гимназиях, возвращаются в alma mater преподавателями. Только вряд ли молодой человек и его родители готовы платить от 900 до 3000 долларов в год за обучение в расчете на карьеру школьного учителя с окладом в пару тысяч рублей. При всем дефиците учителей в российских школах даже «бесплатные» выпускники Педагогического университета стараются найти более прес- тижную и высокооплачиваемую работу.

Халтурка по-филологически
Питерские работодатели признаются, что есть своего рода черный список вузов, чьи выпускники - нежелательные персоны при приеме на работу. В основном это негосударственные институты, университеты и академии. По большей части руководители фирм и сотрудники рекрутинговых агентств не видят никаких различий между многочисленными Гуманитарными, Балтийскими, Невскими, Христианскими вузами. А что касается их дипломированных выпускников... Большинство тех, кто сталкивался с ними по работе (даже во время студенческой производственной практики), отмечают вопиющее несоответствие между возможностями молодых людей и уровнем их притязаний. В результате работодателю оказывается гораздо выгоднее взять смышленого человека «с улицы» и обучить его на своем предприятии, чем брать молодого специалиста с дипломом и потом мучиться и переучивать его.
В научно-исследовательские центры, музеи и библиотеки выпускники НОУ не идут, там обходятся выпускниками государственных заведений. Неудивительно: студентам коммерческих вузов активно внедряют в сознание мысль об их исключительности, о том, что их учат принципиально по-новому, прогрессивно, современно и актуально, в отличие от консервативных, академичных и безнадежно одряхлевших государственных заведений. Гуманитарный университет профсоюзов, например, готовит столь элитных специалистов, что их сложно разыскать в городе где-либо, кроме как в проектах, запущенных самим господином Запесоцким.
Правда, качество обучения в таких учебных заведениях бывает и не хуже, чем в государственных, - что неудивительно. Огромное количество преподавателей «большого университета» и прочих известных вузов подрабатывают в частных институтах почасовиками. Но качество обучения и качество образования - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Образование - это не механическая сумма прослушанных часов и сданных экзаменов, а сложный комплекс по воспитанию, выращиванию специалиста. Для этого надо, чтобы преподаватель был заинтересован в ученике, а почасовику или совместителю, как правило, не до того. Многие преподаватели честно признаются, что для них чтение лекций в НОУ - это халтура, благо платят там больше, чем в бюджетных организациях.

Социоантро-пология и...
Для привлечения студентов многие вузы вводят «виртуальные» специальности. Их названия звучат красиво, но на самом деле не отражают ни содержание образования, ни специальность для последующего получения работы. Например, под звучным названием «специалист по межкультурной коммуникации» подразумевается, как правило, банальный переводчик, «специалист по связям с общественностью» - дай бог, если журналист пополам с рекламщиком.
Несовершенство государственного стандарта высшего образования позволяет руководству вузов производить головокружительные кульбиты с дисциплинами, следуя моде. Курсы с завлекательными названиями часто дублируют друг друга. А студенты не понимают - чему же их, собственно, учат? Культурология, история культуры, мировая художественная культура и культура стран изучаемого языка - часто суть одно и то же. Да и читает все это один преподаватель. То же самое по блоку дисциплин по массовой коммуникации, журналистике, СМИ. Некоторые дисциплины различаются всего лишь одним словом в названии, но по бюрократическим законам перезачесть их, к примеру, при переводе из одного вуза в другой невозможно.
В образовательный стандарт введена социальная антропология, ее пытаются внедрить в некоторых коммерческих вузах - звучит неизбито и респектабельно. Только специалистов в этой области - раз, два и обчелся. Кто будет преподавать?


...ологи и веды
Творческие вузы Питера всегда были славны конкурсами - бывало, и по 100 человек на место. Зато теперь специальность искусствоведа и театроведа можно получить за деньги без всякого конкурса. Только куда такая армия искусствоведов?
Получить высшее образование сейчас стало легче, чем когда бы то ни было. Но какова реальная цена этому образованию? Заплатив немалые деньги, молодые люди в результате получают всего лишь диплом. А за этим - пшик.
Лучший выход для студентов, чтобы не оказаться в «интересном положении» после получения диплома, - подыскивать работу и по возможности устраиваться уже во время учебы. Правда, образование неизбежно страдает (пропуски, «хвосты»). Зато на будущее готов серьезный задел.
...Словом, несмотря на обилие дипломоносцев, никакой гиперконкуренции нет. А есть острая нехватка настоящих специалистов.

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА