Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Молчание – знак несогласия

11 июля 2002 10:00

9 июля Конституционный суд России вынес решение, которое теоретически позволяет губернаторам большинства российских регионов избираться на третий срок. Многие тут же отнесли к числу губернаторов-счастливчиков Юрия Лужкова и Владимира Яковлева. Но, видно, поспешили. Не все так просто.





В октябре 1999 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации представительной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации», где было сказано: занимать губернаторскую должность более двух сроков подряд нельзя. Почти сразу группа глав регионов, привыкших к своей принципиальной несменяемости, начала борьбу против указанной нормы. И - весьма успешную: в начале 2001 года по предложению преданного «лужковца» депутата Георгия Бооса Госдума приняла поправки к закону, согласно которым в «лимит» засчитывались лишь те сроки правления, на которые губернатор заступил на выборах, прошедших после октября 1999 года. В итоге Юрий Лужков, бессменно управляющий Москвой с лета 1992 года, а формально избиравшийся в первый раз мэром в июне 1996 года, начинал свой первый срок правления лишь с декабря 1999 года и мог спокойно править до декабря 2007 года. Ну а Владимир Яковлев, который впервые был избран питерским губернатором в том же июне 1996-го, начинал отсчитывать свой первый «зачетный» срок лишь с мая 2000 года - и, следовательно, мог оставаться на боевом посту до 2008 года...
Однако весной 2002 года в Конституционный суд поступил запрос депутатов Госдумы, которые полагали, что предоставление некоторым должностным лицам возможности избираться на третий срок нарушает принцип равенства граждан в осуществлении их конституционных прав. Высокий суд заседал с апреля по июль (злые московские языки, правда, говорят, что решение было вынесено быстро, но долго согласовывалось с президентской администрацией) и наконец огласил свой вердикт. Суть его такова: отсчет сроков пребывания глав субъектов на своих должностях должен все-таки начинаться с октября 1999 года. Но в тех субъектах Федерации, где в конституциях или уставах к этому моменту существовали нормы, ограничивающие пребывание губернаторов в своих должностях двумя сроками, местные законодатели наделяются правом самостоятельно решить вопрос, как следует исчислять указанные сроки - с 1999 года или с того момента, как эта норма появилась в региональном законодательстве.
Именно такая ситуация имеет место в Петербурге: в городском законодательстве запрет занимать губернаторскую должность более двух сроков подряд появился еще в апреле 1996 года - и был сформулирован в Законе «О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга». Позднее, в январе 1998 года, этот запрет был включен в Устав Санкт-Петербурга. Таким образом, и в первый, и во второй раз Владимир Яковлев избирался губернатором по правилам, исключающим третью попытку.
Выходит, без изменения Устава таким образом, чтобы было записано, что все сроки, отбытые до осени 1999 года, не идут «в зачет», Владимир Анатольевич не может избираться в третий раз? И если депутаты двумя третями голосов не изменят городской Устав - не позднее июня 2004 года в Петербурге будет новый губернатор.
И тем не менее Владимир Яковлев уверяет, что никакого изменения городского Устава для того, чтобы ему баллотироваться на третий срок, не требуется. А большинство городских СМИ (одни - с радостью, другие - с сожалением) транслируют аналогичную точку зрения, говоря о том, что КС разрешил Яковлеву избираться еще раз.
Так как же на самом деле? Специально для «Новой газеты» решение Конституционного суда прокомментировал судья КС (и его бывший председатель) Валерий Зорькин. По его словам, ситуация совершенно однозначна и не допускает двойного толкования:
- Суд постановил, что норма федерального закона не может иметь для субъектов Федерации обратной силы. Теперь у законодателей тех регионов, где еще до октября 1999 года был введен запрет занимать должность губернатора более двух сроков подряд, есть выбор между двумя вариантами. Первый вариант - действовать «по умолчанию», ничего не меняя в своих уставах. Это будет означать, что субъект Федерации «продлевает» действие своего запрета на период после октября 1999 года. В этом случае, если осенью 1999 года у какого-либо губернатора шел первый срок, он мог после этого избираться еще на один срок, но этот срок однозначно оказывается последним. Второй вариант - законодатели региона соглашаются с тем, что отсчет «зачетных» сроков надо осуществлять лишь после октября 1999 года, и тем самым меняют ранее установленную ими норму. Но в этом случае они обязаны соответствующим образом изменить устав субъекта Федерации и сделать там прямую запись, на это указывающую. Так что в данном случае «молчание - знак несогласия» с правом губернатора баллотироваться еще раз...
Такой же точки зрения на решение КС придерживается известный юрист, заместитель председателя думского комитета по государственному строительству Сергей Попов. По его мнению, прямым следствием этого решения будет крайнее обострение осенней кампании по выборам Законодательного собрания Петербурга. И с этим трудно не согласиться.
В нынешнем составе городского парламента никак не наберется две трети депутатов, которые были бы готовы поддержать поправку в Устав, позволяющую Владимиру Яковлеву избираться в третий раз. Если в новом ЗакСе, который изберут в декабре 2002 года, смольнинской оппозиции удастся получить больше трети мандатов - вопрос о третьем сроке будет закрыт. И потому нынешней осенью все силы Смольного будут брошены на то, чтобы добиться нужного результата. Так что если и раньше никто не питал иллюзий относительно предстоящей кампании по выборам городского Законодательного собрания, то теперь и подавно. Она обещает быть еще более жесткой, чем предыдущая. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Виктория РАБОТНОВА, Борис ВИШНЕВСКИЙ