Парламентское самбо
На днях грузинская сборная отказалась от участия в чемпионате мира по борьбе, который проходит сейчас в Петербурге. А сразу после этого (в тех же числах ноября) представителя Грузии вынудили покинуть Межпарламентскую ассамблею стран СНГ. Только на первый взгляд события никак не связаны между собой…
Политика борьбы
Грузинские спортсмены так и не приехали на чемпионат мира по самбо, который стартовал в Петербурге 14 ноября. Демарш тбилисских самбистов организаторы соревнований объяснили запретом Михаила Саакашвили сборной Грузии участвовать в этих единоборствах. Между тем принимающая сторона напоказ (в угоду дипломатии) или искренне (ради спортивного интереса) действительно старалась устроить приезд борцов «недружественного» государства в Россию.
— Мы сделали все, чтобы грузинские самбисты выступали на чемпионате, — объявил на церемонии открытия президент Всероссийской и Европейской федераций самбо, вице-президент Международной федерации любительского самбо Сергей Елисеев. — Обратились в МИД. По личному распоряжению министра Сергея Лаврова всем членам делегации Грузии оформили визы. Отправили документы в Тбилиси. Я знаю, что наши соперники (у грузин в данном виде спорта одна из сильнейших команд) серьезно готовились. Провели несколько сборов... Но несколько дней назад мне позвонил главный тренер грузинской сборной и сказал: «К сожалению, команда не приедет. Только что на сборе появился министр спорта Давид Намгалаури с представителями администрации президента Грузии. Нам запретили ехать в Петербург». Главный тренер говорил об этом, а на заднем плане я слышал, как рыдали — натурально рыдали! — сильные грузинские мужчины. Как я могу прокомментировать это решение? Я был в полном шоке!
Петербургских организаторов сразили до начала состязаний. Они перестраховывались, боялись сбоев, хотели провести турнир на высшем уровне, поскольку в качестве главного гостя ждали Владимира Путина. Но и премьер тоже прибыть не смог. Прислал поздравительную телеграмму…
Бери портфель, езжай домой
Второй инцидент случился следом за первым. В тот же день, когда торжественно открылся чемпионат, гораздо менее помпезно закрылись двери Таврического дворца для представителя парламента Грузии в России, заместителя генерального секретаря Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Паата Сургуладзе. Формально его никто не выгонял. Фактически ему просто не оставили выбора.
Новость о выезде грузинского парламентария из России могла бы так и умереть в коридорах Таврического дворца (где размещается Межпарламентская ассамблея стран СНГ). Но вмешался случай…
В минувшую пятницу Паата Сургуладзе освобождал свой — теперь уже бывший — рабочий кабинет. Подводил итоги многолетней деятельности. Укладывал последние коробки. Как раз за этим занятием Сургуладзе нечаянно застали журналисты, которых 14 ноября собрали в МПА совсем по другому поводу.
— Я вынужден покинуть Петербург, — в беседе с корреспондентом «Новой» Паата Сургуладзе признался, что после 8 августа 2008 года его работа и жизнь в России серьезно осложнились. — С сентября я не получаю зарплату, лишен служебного автомобиля, моя семья находится в крайне тяжелом финансовом положении, потому что жить в таком городе, как Петербург, очень дорого. К тому же сын заканчивает 11-й класс. Но, судя по всему, аттестат он будет получать не в этом городе и не в этой стране.
Сейчас семья Сургуладзе собирает личные вещи и готовится к предстоящему отъезду в Тбилиси. По словам представителя парламента Грузии, ему вместе с женой и сыном придется покинуть северную столицу в самом скором времени, так как Россия полностью отказалась от его финансирования и обеспечения элементарных условий труда. Напротив, сделала все для невозможности работы грузинского политика в стенах Таврического дворца.
Долг без платежа
В Межпарламентской ассамблее СНГ эти претензии отрицают и объясняют резкий шаг причинами исключительно материального свойства.
— У Сургуладзе есть все условия для работы, но Грузия не обеспечивает его финансирование на протяжении уже десяти лет, — возразил в интервью «Новой» генеральный секретарь и руководитель секретариата Совета МПА СНГ Михаил Кротов. — Все эти годы деньги на содержание грузинского представителя выделялись из общего бюджета Ассамблеи. В итоге накопился долг — более миллиона долларов. Паата Сургуладзе жил за счет России, пока мы рассчитывали на то, что грузинская сторона погасит свою задолженность. Однако с объявлением Грузии о выходе из СНГ (12 августа на митинге в Тбилиси об этом заявил президент страны Михаил Саакашвили) было принято решение о прекращении финансирования. Даже в ООН страна, не перечисляющая средства, автоматически лишается права голоса. Это вопрос не политический, а вопрос выполнения обязательств, — подчеркнул генсек.
Решать любые финансовые, спортивные, культурные вопросы отдельно от политики в России получается плохо (справедливости ради отметим, что не только у нас). Предельно избирательная толерантность Петербурга бросается в глаза: борцов из Тбилиси звали — не дозвались, грузинского парламентария проводили без сантиментов.
— Впервые за десять лет вспомнили о долге, — усмехаются политологи. Эксперты отмечают, что во внешней политике не бывает случайных жестов. Скорее всего, оперативная высылка грузинского парламентария — реакция на бойкот тбилисских самбистов и запрет грузинского руководства.
В этом сходство политики и спорта: отвечать на удар ударом. Но там где правит сила, как правило, отдыхает ум.
* Самбо — сложносокращенное слово, образованное от словосочетания «самозащита без оружия».
Нина ПЕТЛЯНОВА
Карикатура Виктора БОГОРАДА
Прямая речь
Иван СТРИЛЕЦКИЙ, представитель Украинской рады в МПА СНГ:
— Паата Сургуладзе — мой друг, я воздержусь от комментариев и оценок вывода Грузии из членов Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Дмитрий ШИЛО, представитель парламента Белоруссии в МПА СНГ:
— Данное решение ассамблеи вполне обоснованно, правильно и логично с учетом того, что Грузия вышла из Содружества независимых государств. Десять лет представительство грузинского парламента в МПА финансировала Россия. Не много ли?
Халель БАКЕНОВ, представитель парламента Казахстана в МПА СНГ:
— Выход Грузии из СНГ не должен означать выход грузинского представительства из МПА. Межпарламентская Ассамблея — автономная организация. И, несмотря ни на что, между парламентами всех государств должны сохраняться хорошие отношения.