Кровавая мэри питерского розлива
Очередной этап «водочной войны» в Петербурге ознаменовался очередной жертвой: поздно вечером 15 октября на лестничной площадке собственного дома была убита юрист ликероводочного завода «Нива» Ольга Воробьева. Это совпало по времени с попыткой вооруженного захвата предприятия, что, в свою очередь, связывают с действиями акционера, который уже давно ведет судебную тяжбу с владельцем завода. Тяжбу достаточно безуспешную, поскольку все суды решались, как правило, в пользу «Нивы», интересы которой представляла как раз убитая Ольга Воробьева.
Накануне убийства, днем того же 15 октября, на «Ниве» развернулись захватывающие события. Завод посетил акционер Антон Хохлов в сопровождении судебного пристава и целого отряда охранников. Но охраняющие завод омоновцы впустили на территорию лишь представителя закона. Пристав предъявил Воробьевой судебное постановление об ознакомлении Хохлова с финансовой документацией завода. В результате непростых переговоров было достигнуто соглашение о том, что это будет сделано в ближайший понедельник. Впрочем, многие на заводе уверены в том, что эта юридическая зацепка - всего лишь повод для того, чтобы проникнуть на территорию предприятия и захватить его силой: ведь Хохлов уже давно предъявляет претензии владельцу завода Немциной.
Дело в том, что Инна Немцина и ее сводный брат Антон Хохлов вплоть до августа прошлого года были совладельцами предприятия: тому и другому принадлежало по 50% акций ОАО «Опытный завод «Нива». Затем их пути разошлись, они разделили бизнес, в результате чего Немциной достались 98% акций, а Хохлову - символические 2%. Впоследствии он не раз пытался вернуть контроль над предприятием, обвиняя сестру в злоупотреблениях, включая подделку соглашения об уступке долей.
В свою очередь и Инна Немцина обвиняла брата в том, что от него исходят в ее адрес угрозы. А после того как в марте этого года неизвестные преступники взорвали котельную на спиртовом заводе «Биопром» (поставлявшем сырье для «Нивы»), а 12 августа был обстрелян «Мерседес» Немциной (она не пострадала, но был ранен водитель), она обвинила в организации этих преступлений брата. Но и это еще не все. Г-жа Немцина обвинила г-на Хохлова в клевете на бывшего помощника вице-губернатора (а ныне министра) Ильи Клебанова - Вениамина Грабара. Она заявила, что Антон Хохлов вместе с другим «водочным олигархом», владельцем крупнейшего в регионе ликероводочного завода «Ливиз» Александром Сабадашем, были авторами заявления в прокуратуру, на основании которого весной 1999 года чиновник был арестован по обвинению в вымогательстве взятки в 10 тысяч долларов.
Для того чтобы полнее оценить ситуацию, стоит вспомнить, что «Нива» входит в бизнес-группу Сабадаша, а как раз в 1999 году возник жесткий конфликт между его алкогольным конгломератом («Ливиз», «Нива» и тогдашняя фирма АФБ-2) и конкурирующей фирмой «Ладога», которую контролировал Вениамин Грабар, впоследствии экономический советник губернатора и фигурант уголовного дела. В мае 2001 года дело Грабара было прекращено за отсутствием состава преступления, а в июне этого года прокуратура возбудила уголовное дело по факту ложного доноса в отношении самих Хохлова и Сабадаша.
Правда, партнерство Хохлова с Сабадашем оказалось не особенно прочным. В начале этого года Хохлов уже публично намекал об угрозах, исходящих ему от Сабадаша и, кстати, от его сводной сестры. Которую, кстати, саму считают особой, приближенной к водочному олигарху...
«Нива» давно уже является болевой точкой местного алкосектора. Питерский алкогольный рынок - вообще проблемная территория. Несмотря на мощные позиции Сабадаша (живущего ныне в США), его периодически тревожат конкуренты. В частности, говорят о противоборстве его группы с некими теневыми структурами, имеющими отношение к сбыту алкогольной продукции, которые якобы известны своей близостью к городской администрации и знаменитому «питерскому смотрящему» Косте Могиле.
Но как бы там ни было, очевидно одно: передел сфер влияния в российском бизнесе - дело грязное. Во время которого льется не только водка, но и кровь.
Дан НИКОЛАЕВ