Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Не все чеченцы – бандиты

1 декабря 2002 10:00

После трагических московских событий милиция начала тотальную проверку проживающих в столице чеченцев. Нечто подобное, но в меньших масштабах происходит и в Петербурге. Но, хотя проверки кавказцев участились, представители северокавказских диаспор как один утверждают, что антикавказских настроений в Петербурге нет.



Первое, что было сделано еще в прошлый четверг (на следующий день после захвата заложников), - представителей северокавказских диаспор Петербурга собрали в Управлении внутренних дел.
- Нас собрал замначальника ГУВД Александр Смирнов, - рассказал «Новой газете» представитель дагестанской диаспоры Аллахверди Мирзоев. - Предупредили, что проверки будут проходить интенсивнее, чтобы мы в свою очередь предупредили об этом членов диаспор.
Самое парадоксальное, что, по словам Аллахверди Мирзоева, предупредили не только их, но и... местных националистов. Об этом кавказцам сказал сам Смирнов: якобы еще перед тем как собрать кавказцев, милицейское руководство сообщило активистам националистических группировок о том, что возможные экстремистские вылазки с их стороны будут пресекаться самым строгим образом. Вылазок такого рода в Петербурге не было. А вот милицейские проверки кавказцев, как и предупреждали, участились.
- Знаете, как получается, - говорит Аллахверди Мирзоев, - вот если я иду по улице и двадцать раз встречаю милицию, то я двадцать раз должен остановиться и предъявить им паспорт. Ну хотя бы какой-то жетон, что ли, выдали, где было бы написано, что я прописан здесь, в Петербурге, тогда может и не нужно было бы постоянно предъявлять документы...
- И все-таки люди относятся к проверкам с пониманием, зная, что это - вынужденная мера, - говорит представитель чеченской диаспоры Султан Магомадов. - Кстати, в те трагические дни многие петербургские чеченцы были готовы выехать в Москву, заменить собой заложников, ни в чем не повинных людей...
Султан знает, о чем говорит, и к органам он имеет самое непосредственное отношение: полковник милиции, в прошлом - замначальника университета МВД. Сегодня он - общественный деятель, руководитель питерского отделения межрегионального общественного движения «Новое время», сплотившегося вокруг кадыровской администрации. Кстати, именно этот момент не позволяет говорить о том, что все живущие в Петербурге чеченцы рассуждают так же, как в «Новом времени», - ведь слишком многие из них не приемлют прокремлевскую позицию Кадырова. Тем более в нашем городе уже давно существует исповедующий совершенно иные взгляды Конгресс вайнахских общин, возглавляемый небезызвестным Дени Тэпсом. Отношений между одним и другим крылом чеченской диаспоры, похоже, никаких нет. Хотя Магомадов утверждает, что нет и раскола, скорее проявляются личностные амбиции. Но в то же время говорить о каком-то единомыслии среди местных чеченцев не приходится.
Самый яркий пример - то, что Дени Тэпс вместе с группой питерских чеченцев участвовал во Всемирном чеченском конгрессе в Копенгагене. А «Новое время», вторя официальным заявлениям Кремля, данный конгресс всецело осуждает.
- В связи с захватом заложников в Москве подобный вояж за границу неуместен, - говорит Султан Магомадов. - Кстати, мы и не знали ничего о подготовке этого конгресса, никто нас в известность не ставил.
О конгрессе в Дании сегодня только и говорят. Западные газеты пишут об озвученной там эмиссаром Масхадова Ахмадом Закаевым версии, что российские власти, предпринявшие штурм захваченного здания, всецело несут ответственность за гибель людей, поскольку реальных планов убивать заложников не было - и российская сторона об этом знала. Российская сторона, напротив, призывает расценивать позицию Дании как пособничество террористам и проявление враждебности по отношению к России, партия власти «Единая Россия» призывает даже объявить бойкот «всему датскому»...
Очевидно одно: после московских событий жизнь чеченцев, да и всех кавказцев в российских городах осложнилась, а их проблемы обострились. И это не одни только суровые будни паспортного режима, но и другие, скрытые от глаз прохожих, но не менее существенные вещи. Например, нахлынувший вал проверок финансовой и иной дисциплины в фирмах и фирмочках, возглавляемых людьми с «кавказскими» фамилиями. Отчасти это подогревается слухами о том, что местные бизнесмены, в том числе в Москве и Петербурге, чуть ли не поголовно платят так называемый «военный оброк» - перечисляют часть денег на войну в Чечне. Руслан Магомадов, впрочем, эти слухи решительно опровергает. И говорит о том, что обстановка в Питере здоровая и спокойная. Примерно так же, кстати, он говорил еще восемь лет назад, во время первой чеченской. Тогда он во всеуслышание заявлял: никаких терактов в Петербурге не будет! Сегодня былой уверенности в голосе уже нет.
- Понимаете, - говорит он, - в Петербурге проживают шесть с половиной тысяч чеченцев, а из-за войны это число удвоилось. Конечно же, за всех я не могу ручаться. Кроме интеллигенции, военнослужащих, бизнесменов, студентов, среди находящихся здесь чеченцев есть и безработная молодежь, а они-то как раз больше всего и подвержены всяким негативным влияниям. Но мы со своей стороны работаем в этом направлении, готовы на разработку совместных мероприятий с ГУВД. К тому же Петербург - особый город, с особой культурой, особым отношением к людям. И все это дает основание говорить о том, что обстановка здесь останется спокойной...

Николай ДОНСКОВ


P.S. Благодарим Институт развития прессы за помощь в подготовке материала.