Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Auf wiedersehen, herr fassbinder...

21 ноября 2002 10:00

С 23 ноября по 11 декабря Петербургский музей кино и Гете-институт намерены подвести итог годовой киноэпопеи под названием «RWF - это Фассбиндер».





Вот все и кончилось. Мы без видимых последствий пережили практически годовую ретроспективу фильмов Райнера Вернера Фассбиндера. Теперь нам осталось лишь отсмотреть последний показ, который пройдет с 23 ноября по 11 декабря под лапидарным названием «Год Фассбиндера». Прощальная программа получилась несколько скомканной, поскольку «финансовые возможности не позволили удовлетворить условия держателей прав на фильмы». Предполагалось, что зрители увидят еще две программы - «Фассбиндер и театр» и «Фассбиндер и бюргеры». Но теперь фильмы из этих программ войдут в один заключительный показ. Кроме этого, из-за тех же «финансовых трудностей» отменилась заключительная выставка, которую нам так долго обещали.
Сейчас мы уже можем с чистой совестью подвести итоги этой глобальной ретроспективы: 28 картин маэстро, очереди в кассы Дома кино, горы флайерсов и открыток с ликом RWF в шляпе и очках, просвещенные студенты всевозможных институтов, которые теперь начинают радостно галдеть при упоминании фамилии enfant terrible немецкого кинематографа. Кроме того, нам, видимо, грозит волна фассбиндеромании - в одном из театров уже поставили спектакль по его пьесе. Какие еще будут последствия акции, проведенной Музеем кино и Гете-институтом, даже предположить невозможно. Но ясно одно: каким образом тяжеловесный, манерный и плодовитый режиссер стал своим для многих питерских зрителей?
Последняя программа включает шесть картин. Среди них известная широкому зрителю «Лили Марлен» и не столь знаменитая, но титулованная лента «Почему рехнулся господин Р?» (немецкая премия «Золотая кинолента» за лучшую режиссуру в 1971 году). Другие картины: «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972), «Боги чумы» (1969), «Марта» (1973), «Американский солдат» (1970) - представляют разные этапы творчества Фассбиндера, но их герои пытаются разрешить все те же вечные проблемы. О своем фильме «Боги чумы» Фассбиндер сказал: «Довольно точный фильм о том особом чувстве времени, которое действительно было у людей в ту странную постреволюционную эпоху 70-х», это высказывание можно отнести и к остальным фильмам режиссера, поскольку обостренное восприятие никогда не покидало его.
За свою короткую жизнь Фассбиндер успел снять так много фильмов, что их вполне хватит еще на одну ретроспективу, поэтому прощаться с RWF не стоит, лучше сказать: «Auf Wiedersehen, Herr Fassbinder»... До свиданья, господин Фассбиндер, до встречи...

Юлия ГАВРИЛКО