Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Жертвы невысоких технологий

20 января 2003 10:00

Хотите стать заложником? Приходите в компьютерный клуб ближе к полуночи - и все удовольствия принудительного заточения вам обеспечены. Вырваться оттуда вы сможете только чудом. И поможет ли вам в этом милиция - большой вопрос... Вообще, если описать этот случай жителям западных стран, они скорее всего усомнятся: не анекдот ли это из серии черного юмора? Нет. Самая что ни на есть реальность. Наша, российская...





В предновогодней суете случилось так, что пришлось одной горожанке с двумя детьми (подростком и взрослой дочерью) отправиться поздно вечером в компьютерный клуб «Эврика» на улице Ушинского, чтобы разослать новогодние поздравления друзьям. За пользование двумя компьютерами заплатили они 160 рублей и принялись от души желать своим близким счастья и прочих благ. И не ведали в это время, что сами стали заложниками откровенного невежества, лишившего их прав, гарантированных, между прочим, Конституцией РФ: на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) и на свободное передвижение (ст. 27). Никаких бандитов, террористов и прочей экстремистски настроенной публики не то что в клубе - во всей округе и близко не было. А вот вырываться на свободу пришлось тем не менее при помощи милиции.
Внося плату по ночному тарифу, посетители, конечно, знали, что вправе быть в клубе до восьми утра. Но никак не подозревали, что обязаны находиться там всю ночь, не имея возможности уйти в нужное время. Узнав об этом собственноручно оплаченном заточении, женщина сильно возмутилась, произнеся при этом слова «конституция» и «закон». Единственное, чего она добилась, - это блокировки компьютеров. Как только она принялась набирать на волю письмо о ситуации, в которую попала, оба компьютера перестали выполнять ее команды.
Дверь клуба оказалась закрытой изнутри, и выйти было невозможно. «Вы же видите, что творится в стране. А у нас компьютеров на миллионы. А охраны нет», - перебирая ключи, объяснила администратор и категорически отказалась открыть дверь. То, что это незаконное насильственное удержание, было недоступно ее пониманию.
Когда гостья клуба указала, что на входе нет объявления, в котором посетителей заранее и внятно предупреждают о неволе, администратор тут же воспользовалась своим компьютером и распечатала объявление, гласящее, что в ночное время «двери не открываются».
Оказывается, такие «меры безопасности», противоречащие Конституции РФ, введены не только в «Эврике», но и во многих других компьютерных клубах города. В каких кабинетах владельцы клубов получили такие разрешения - это вопрос к прокуратуре.
До четырех утра женщина пыталась доказать свое право на свободное передвижение. Но в ответ слышала невероятное: «Какая конституция?! У нас частное предприятие!» Администратор вела себя совершенно искренне - по-настоящему удивлялась и не верила, что какая-то там конституция главенствует над правилами частного предприятия. Она и милиции так объяснила: «Ну и что, что конституция? А у нас свои правила!»
Чудом было то, что пленникам разрешили, наконец, позвонить в милицию. Выслушав невольницу клуба, дежурный 15-го отдела милиции попросил передать трубку хозяйке заведения. Та сразу ринулась в атаку: «А я и вам не открою! У нас частное предприятие!» И - опять рассказ о миллионах, затраченных на компьютерное железо. Потом телефонная трубка вновь перешла к страдалице, и дежурный стал приводить ей все те же аргументы клубного руководства: о частных правилах и о таких же ценностях.
«Так что вы охраняете? - возмутилась женщина. - Частные правила или конституционные права? Ваша фамилия?» Она не догадывалась, что ссылка на Основной закон может показаться угрозой, и поняла это, когда милиционер выкрикнул в трубку: «А вы меня не пугайте!».
Представиться ему все же пришлось, как и признать, что на том конце провода находится человек, знающий содержание не только статей Конституции, но и УК РФ. Когда настырная женщина объяснила ему, что насильственное задержание людей против их воли можно квалифицировать как взятие заложников, а взятие заложников... Ну, сами понимаете. Вот тогда он ответил, что отправляет наряд милиции.
Тот час, который прошел в ожидании милицейского наряда, женщина и дети мерзли в холодном тамбуре у запертой двери. И не потому, что в зале клуба оглушающе грохотала музыка, а детвора, пришедшая поиграть «в войнушку», зычно материла друг друга и курила под табличкой, запрещающей сие удовольствие. Нет. Просто деваться было некуда. Хотелось, конечно, по праву (оплаченному в соответствии с тарифом) хотя бы сидеть до освобождения в тепле и у компьютеров. Но ни администратор, ни ее помощники так и не разблокировали их, считая, видимо, что знатокам своих прав нельзя давать доступ в мировую информационную сеть. Да и смотрели они на посетительницу явно как на сумасшедшую... Может быть, они в этом были действительно правы? Кто, как не сумасшедший, станет в России среди ночи отстаивать свои права?

Владимир КИВЕРЕЦКИЙ