Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Традиция в японии – превыше всего

2 марта 2003 10:00

С 30 января по 2 февраля в Петербурге пройдет традиционный Фестиваль японского кино, уже 36-й. Зал Дома кино наполнят студенты-японисты, преподаватели и просто заинтересованные горожане. Фестиваль этот традиционный не только по своей постоянности в городе, где японскую культуру не просто любят, но в какой-то мере считают близкой, но и по качеству.



Подбор фильмов для показа подчиняется давней программе. В этом году зрители увидят четыре картины. Это фантастический фильм «Шалопаи» режиссера Такаси Ямадзаки, историческая картина «Актер» Канэто Синдо, мелодрама «Первая любовь» Тэцуо Синохара и подростковый фильм «Пятнадцатилетний» Ёдзи Ямада. Если сравнить фестиваль этого года даже с тридцатым, состоявшимся в 1996-м, окажется, что японцы опять показывают тот же тематический набор: две детско-подростковые картины, одну - историко-биографическую и одну мелодраму. Из года в год программа фестиваля строится по одному и тому же принципу, да и само открытие являет пример постоянства и приверженности традициям: приветственные речи, букеты, собранные руками жены японского консула и ее учениц. Так что традиция в Японии - вещь священная.
Нельзя сказать, что картины отражают современное состояние кинематографии Страны восходящего солнца, - все фильмы сняты еще в 2000 году. Однако все - призеры японской киноакадемии или номинанты международного кинофестиваля, правда не самого громкого, - монреальского. Фамилии режиссеров тоже не на слуху в Европе - одним словом, - и любители Такеши Китано, и поклонники «Анимэ» будут разочарованы.
Впрочем, демонстрация последних блокбастеров не входит в функцию традиционного кинофестиваля, поскольку он представляет вовсе не кино Японии, а саму Японию. Мы знаем о гейшах и самураях достаточно, наслышаны о чайной церемонии и якудзе, - мы очень мало знаем о том, как и чем живет рядовой японец, а тем более японский ребенок - дитя прогресса в стране древних традиций. Также мало знаем о Японии конца XIX-XX веков, поскольку романтическая и экзотическая история страны заканчивается именно во второй половине XIX века. Так что японский кинофестиваль - это просветительская программа восточного соседа в «приоконном» Петербурге.
А кому хочется, чтобы о его стране судили по апокалиптической «Королевской битве»?
Так что фестиваль будет интересным, традиционным и очень японским.

Анастасия БЕЖЕНЦЕВА