Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Сенсации не случилось

3 марта 2003 10:00

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отклонил иск Фонда имущества к ЗАО «Первая оценочная компания» о признании недостоверной величины оценки стоимости пакета акций гостиницы «Гранд-отель «Европа». Результаты работы оценщиков, признавших, что красная цена 40-процентного пакета акций одного из лучших отелей Петербурга составляет всего-то миллион долларов по текущему курсу, признаны обоснованными, а сама цена признана вполне рыночной. Так что сенсации не случилось.



«Новая газета», не раз обращавшаяся к этой скандальной истории, предсказывала именно такое развитие событий. Махать кулаками после проведения оценки стоимости «европейских» акций в формальном соответствии с законом об оценочной деятельности - дело почти безнадежное. Ведь оценочная деятельность, как известно, - одна из самых субъективных в имущественной сфере. И точно так же, как при желании можно «нарисовать» почти любую стоимость оцениваемого имущества (тем более - акций), впоследствии при желании можно легко это обосновать.
Что и случилось: в суд представили заключение Российского общества оценщиков, подтверждающее правомерность действий «Первой оценочной компании». Еще говорится, что, по данным экспертизы, проведенной самим судом, «оценщик собрал достаточное количество информации для того, чтобы провести оценку финансовых активов гостиницы». И, несмотря на то что председатель российской Счетной палаты Сергей Степашин лично занялся «европейским» вопросом и даже грозно заявил, что гостиницу-де «продали за бесценок», ничего изменить не удалось.
Вопросы между тем остаются. В том числе и к Арбитражному суду. Можно собрать сколько угодно информации - важно, как ее использовать, какой ее частью пренебречь, а какую - взять за основу. В законе об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства»...
Вряд ли цена «европейских» акций была определена «разумно». По оценкам, которые приводят разные эксперты, независимые от КУГИ и Фонда имущества, «европейские» акции должны были стоить от 15 до 25 миллионов долларов. Даже нижняя граница этой оценки уже впечатляет.
Можно, конечно, еще подождать реакции Генеральной прокуратуры, куда Счетная палата направила материалы по «Европе». Но вероятность того, что сделку теперь удастся оспорить, невелика. Так что - прощай, «Европа»...

Борис ВИШНЕВСКИЙ